Всегда полезно начать пост с оригинального и громкого заявления. Поэтому заявлю: Россия – северная страна! И возможность здесь комфортно жить напрямую связана с прогрессом. Причем прогресс – вот неожиданность! – приходит к нам «из-за бугра». Огромная северная страна сама мало заботится о комфорте своих граждан. Пешеходы преодолевают холод благодаря одежде, пошитой трудолюбивыми китайцами. Современные автомобили отапливаются «печками», разработанными немцами и «прочими шведами». Сквозняки из щелей в оконных рамах перестали быть актуальными благодаря той же немчуре и их пластиковым окнам. Линейку «заимствований» каждый может продолжить сам.
Огромной проблемой огромной страны оставалось (и остается) отопление многоквартирных домов. Система эта архаичная, мало поддающаяся технологической модернизации и в корне неудобная. Жильцы полностью зависимы от теплоснабжающей организации. Каждый сталкивался с ситуацией, когда при «минус 20» батареи едва теплые, а в мае «жарят» на всю катушку. Про месячные отключения горячей воды летом я вообще молчу. А уж суммы в квитанциях на оплату – это вечная тема для разговоров и причина многочисленных инфарктов. Но прогресс «оттуда» пришел и сюда. В виде автономных систем теплоснабжения, сиречь – индивидуальных компактных газовых котлов.
Времена всеобщей уравниловки, казалось, прошли. Не нравится коллективное отопление – делай свое, индивидуальное. В начале 2000-х чиновники сказали «можно», и люди, намерзшиеся в холодных квартирах, начали брать теплоснабжение своего жилища в свои руки.
Как и все новое в нашей стране, происходило это не совсем безболезненно. Поверивший в торжество прогресса должен был заказать в ГУП «Волжскпроект» (в случае Волжска) индивидуальный проект. Не бесплатно, разумеется. Далее шел долгий, многомесячный этап согласования. В первую очередь со своей родимой теплоснабжающей организацией. Затем – с управлением государственной противопожарной службы МЧС РФ. Следующий этап – «добро» от управления жилищно-коммунального хозяйства. И, обязательно, от центра гигиены и эпидемиологии. Венцом всему был договор с газовщиками, которые должны обеспечивать прожорливый «котелок» голубым топливом. А поскольку газ – народное достояние, то и цена на него для оптимистов, решивших заиметь собственный обогревательный элемент, оказалась значительно выше, чем плата за газ для обычной кухонной плиты.
И это, конечно, еще не все. Раз прогрессивные газовые котлы «оттуда», то и стоимость на них начиналась с тысячи «ихних» рублей. Рачительный хозяин старался купить оборудование на долгие годы работы, поэтому цена двухконтурного котла часто превышала 60 тысяч рублей. Демонтаж старой системы и работы по монтажу новой разводки плюс покупка труб и радиаторов тоже обошлись любителям не мерзнуть в копеечку. Так, например, владелец небольшой трехкомнатной (65 кв.м.) угловой квартиры на первом этаже в Волжске потратил в 2007 году только на новую разводку 85 тысяч полновесных российских рублей.
Кроме того, жильцы, отказавшиеся от коллективного отопления, должны были так заизолировать проходящие через их квартиры трубы общедомовых стояков, чтобы у теплоснабжающей компании даже мысли не возникло, что хоть одна калория «достанется врагу». Зато в конце этого многотрудного и многозатратного пути – бинго! – вечное тепло и уют в отдельно взятой российской квартире и полная независимость от теплоснабжающей организации.
Спросите, к чему это я все это так нудно и протяжно описываю? Все просто. В ноябре этого года вся независимость внезапно кончилась. «Марийская теплосетевая компания» прислала «письма счастья» с начислением платы за… отопление. За ту же 65-метровую квартиру – 2714 руб. Сначала сочли ошибкой. Через месяц новый «подарок», с удвоенной суммой.
В Волжске таких квартир 72. Семьдесят две семьи, поверившие в серьезное отношение к ним со стороны государства и доверившиеся с таким трудом собранным важным бумагам с большими красивыми печатями и подписями.
С этого момента для этих 72-х семей начинаются «хождения по мукам». Аргументы просты и понятны – от централизованного теплоснабжения официально отказались, услуга не предоставляется, тепло не потребляется – за что платить? В волжском подразделении «МТсК» ответили витиевато и непонятно – в том смысле, что тепло в «отрезанные» квартиры «просачивается» через стены и потолки от соседей. Которым-де это дюже не нравится. А раз греетесь через стенки – платите по полной. Да плюс общедомовые нужды. Какие именно, не пояснили – у нас давно уже никто не видел отапливаемые подъезды. Про подвалы и чердаки, думаю, и говорить нечего.
Ничтоже сумняшеся, пошел огорченный народ в родную прокуратуру – дабы в момент поставить зарвавшуюся «МТсК» на место. Не тут-то было. Прокуратура переслала заявление в департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл. Где черным по белому его руководитель Э.И.Гамерова ответила, что «МТсК» в своем праве, и жители должны платить. А потребил-не потребил – ваши проблемы.
Вывод сей чиновница строит на Постановлении Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года и решении Верховного Суда РФ № АКПИ15-198 от 7 мая 2015 года.
Смотрим означенные документы – и улыбаемся. Решение Верховного Суда говорит о том, что некто подал в суд заявление с желанием оспорить Постановление, но отказался от него. Забавно, не правда ли? Кто-то отказался от своего заявления в суд, и поэтому волжане должны платить «МТсК». Мило.
Из вольного пересказа Постановления Правительства РФ № 354 мы узнаем, что «расчет платы за отопление по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме производится исходя из объема потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, учтенной по показаниям общедомового прибора учета, или по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению». И, поэтому, «плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе переведенными на альтернативное индивидуальное отопление), пропорционально площади помещения исходя из норматива на отопление или показаний приборов учета». Собственно, всё. К чёрту логику и здравый смысл – положено, и пусть плОтЮт!
Как такое можно объяснить семидесяти двум волжским семьям, я не знаю. Как нормальный человек может всерьез искать смысл в словах «[установка индивидуального отопления запрещается] в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения» – я тоже не знаю.
Но знаю другое. Разрешение на проведение индивидуального теплоснабжения 72 волжские семьи получали в период с 2005 по 2007 годы. А запретительное Постановление вышло в 2011 году. Господа из «МТсК» и чиновной братии, как насчет того, что «закон обратной силы не имеет»?
Я разговаривал с владельцами этих квартир, солидными кряжистыми дядьками в серьезном возрасте. Они своим горбом заработали на эти квартиры, оборудовали их, не жалея ни денег, ни сил. В надежде встретить старость в комфорте. И тут такой «подарок». У мужиков руки тряслись от несправедливости. Прозвучало, что «мы еще не забыли, как затвор передергивать». До выстрелов, конечно, не дойдет, но каждая такая квартира – как Украина. Через них тепло транзитом идет в другие квартиры, как газ в Европу. У вновь образовавшихся должников «МТсК» руки чешутся «перекрыть вентиль» – моя квартира, и нечего тут всяким чужим трубам шляться, по воздуху тяните…
И в конце глас вопиющего в пустыне: парни, которые скоро начнут зычно агитировать за Путина! Вы только что потеряли голоса 72-х семей. Привет «МТсК»!