Про...Пост о том и об этом, о жизни рядом с нами, о покаянии Улюкаева, об управленческой платформе (много мыслей, занудно, можно и лучше не читать).

Начну с того, что не дает мне покоя уже несколько дней. Случай в Пятерочке. Стоит пожилая женщина, приличного вида, лет шестидесяти, долго копается в сумке. Подходит к кассе. Говорит, что пенсионерка. Кассир ей отвечает, что уже ДВЕ МИНУТЫ, как скидки для пенсионеров закончились (что за скидки я не знаю, было где-то 14.00). Женщина очень расстроилась, долго колебалась, но затем все же решилась оплатить товар: пару килограмм картошки. Спросила, сколько с нее. – Двадцать четыре рубля, - ответила кассир. Женщина еще некоторое время колебалась, затем решилась оплатить. Больше ничего из покупок у нее не было, явно была расстроена покупкой. В кулаке у нее была зажата мелочь, из которой и расплатилась. Еще раз, представьте. Даже если скидка в 10% (не знаю точно сколько), то речь идет о 2-3 рублях! Для этой женщины сумма в 2-3 рубля является важной, значимой! Каким же таким должен быть уровень жизни пенсионера, что бы он вынужден экономить два рубля на картошке?! Честно говоря, не знал, как поступить. Жалко было эту женщину, но что сделать? Хотел оплатить за нее картошку, когда она сомневалась, но вдруг обидится?

Как ни странно, эта картинка, как пазл, полностью сошлась с другой, казалось, не имеющей к этой никакого отношения. Это покаяние Улюкаева. Я уверен, что он говорил слова покаяния абсолютно искренне. Просто уровень опосредования, абстрагирования, оторванности его жизни от жизни большинства россиян достиг совершенно иного качества. Как говорят в народе, люди «потеряли берега». Думаю, что он понятия не имел, что есть совсем иная жизнь: без яхт, без приемов и фуршетов, без элитных апартаментов и соответствующего уровня жизни. Просто представлял, что и другие люди живут такой же, как он жизнью, только он оказался более успешным и талантливым. Что другие люди разделяют его мнение и образ мыслей, а если и есть отличие, то незначительное. Он и понятия не имел о пенсионерке из первого сюжета, о том, как живут некоторые люди в сельской местности, в отдаленных районах.

Картинка третья. Вчера состоялся юбилей выпускников Президентской программы. В новом отеле Мариотт, с восьмого этажа которого открывается шикарный вид на Воронеж, собрались выпускники за все 20 лет. Людей было не очень много, это и понятно - большинство разъехалось по другим городам (в основном в Москву) и странам. Из моей группы в Воронеже осталось человек пять-шесть. Был только на панельной дискуссии.

Сложилось ощущение, что есть еще одно, третье измерение, не связанное ни с первой, ни со второй картинкой: нет среди выпускников программы ни олигархов, ни бедных пенсионеров, но такое впечатление, что говорят они совершенно о какой-то иной, официально озвученной жизни. А ведь много выпускников тесно переплетено с реальным производством, с той реальной жизнью в которой мы живем! Но почему-то слова и мысли какие-то рамочные, книжные, строго определенного формата. Да и говорят совсем не о том, что важно.

А. Букреев, видимо неплохой и жизнерадостный дядька, начал со слов о необходимости построения грамотной кадровой политики в подборе кадров и выстроенной системе повышения образовательного уровня. Постой-ка, постой-ка! Что-то мне знакомое! Где же я это мог слышать? Да, наверное, слышал, точно слышал! Точно такие же слова ровно двадцать лет назад, когда только начинал свой бизнес по подбору и обучению персонала! Ничего не изменилось! Ни-че-го! Зато опять я услышал, что теперь составлена новая программа, которая уж точно решит эту озвученную проблему! Не знаю почему, но в то, что программа написана, я верю, а вот в то, что она будет выполнена – нет.

Покритиковал кадровую политику федерального уровня при подборе губернаторов (сменилось за последнее время 12-14 губернаторов). Мне кажется, что нельзя критиковать то, чего нет. Но на всякий случай у меня есть встречное предложение (больше жАра!) назначать губернаторов «неделек» - погубернатствовал недельку в одном регионе – поезжай в другой, пока у тебя миллиарды не нашли! Так пусть и меняются (можно даже пусть из колоды карт регион вытягивают)), ведь все равно наука о грамотном подборе персонала оказывается не востребованной.

Мэр А. Гусев посетовал, что нет среди руководителей молодежи 35 лет, и если до 35 лет ты не стал руководителем, то масштаб твоих задач будет ограничен. То есть, типа курс на молодежь. И опять сказал, что главной своей задачей видит создание кадрового резерва (видимо, уже «стопятидесятая» попытка всех предшественников и различных потуг). Эх, родной, где же ты был, когда рынок труда в Воронеже еще был бодрым, когда было много кадровых агентств, когда люди еще верили, что такой способ имеет право на существование и доверяли ему!? Почему не обратился к профессионалам, которые знают, как это делать? Да и можно ли теперь рассчитывать на такой подход, на этот собранный кадровый резерв, если следующего мэра для Воронежа будут выбирать не воронежцы, а «специальная комиссия»? Она выберет специального мэра, который возьмет в свою команду специальных людей.

Правда, мне он показался вполне адекватно воспринимающим сегодняшнюю ситуацию, поскольку также опасается, что победят «идеи чучхе» и страна пойдет по совсем нехорошему пути развитию.

Модератор Е. Хамин единственный кто оживлял беседу, задавая выступающим интересные вопросы. Был задан вопрос о трех, наиболее важных личных качествах руководителя. Хотя до этого рассказывал о том, что на собеседовании он задает вопрос кандидатам о трех отрицательных качествах. Интереснее было бы, как бы ответили на этот вопрос сами выступающие и лично Хамин.

А. Ревков говорил подолгу, часто и не отметился запоминающимися мыслями. Почему-то вспомнился С. Довлатов: «Долго не кончать - преимущество мужчины, но не оратора».

В кулуарах разговаривал со знакомыми, тем более что их было очень много. Практически у большинства было мнение о платформе «все как всегда» или «ни о чем». Конечно, сама президентская программа дело нужное, встречи интересны и полезны, тут даже не обсуждается, спасибо организаторам и т.п., но…

Возникла такая аллегорическая картинка. В три разных вагона поезда, в соответствии с тремя описанными выше картинками, сели люди. Они решили поехать на юг, к синему морю и яркому солнцу. Но почему-то поезд едет на север, становится все холоднее, дрова еще пока есть, свет в купе стал потусклее, но еще горит. Каша уже без масла, но еще дают. А где-то впереди поезд ждет заснеженный тупик.

Оригинал