Удивительному человеку, Валерию Васильевичу Борщеву, исполнилось 75 лет. Или не исполнилось? Родился он 1 декабря 1942 года. Но по паспорту – только 1 января. Так что у него 2 дня рождения. Те, кто не успел поздравить его в эти дни, могут смело сделать это через месяц.
Чем удивителен Борщев?
Нет, ни тем, что был диссидентом, был знаком с академиком Сахаровым, был знаком с Высоцким, который даже устроил его в театре на Таганке … пожарником, помогал политзаключенным и сам чуть не сел, дружил в Окуджавой… Все это важно. Но таких людей были, если не сотни, то по крайней мере десятки.
Удивителен он другим.
Тем, что в середине 1990-х смог переубедить меня и сделать из сторонника смертной казни ее противником.
Тем, что лично спас от несправедливости многих, несправедливо осужденных к смертной казни.
Тем, что добился не только написания, но и принятия закона об общественном контроле за местами принудительного содержания.
Тем, что стал самым первым председателем Общественной наблюдательной комиссии – ОНК № 1 – ОНК г.Москвы.
Тем, что создал партию российских христианских демократов, которая в 1993 году стала одним из трех китов, на которых (или из которых?) была основана партия «Яблоко», с который и Борщев, и я с гордостью состоим.
Тем, что внес бесценный вклад в содержание трех важных росийских наших законов – о благотворительной деятельности, о свободе совести и религиозных организациях и об общественных организациях.
Тем, что не только смог победить тяжелую болезнь, но и продолжает из недели в неделю посещать с проверками СИЗО и колонии Московской области.
Свое 75- летие Валерий Борщев решил отметить в ресторане «Сам пришел» около здания Лубянки. На это обратил внимание Григорий Явлинский: правозащитник не только справляет свой юбилей около здания КГБ-ФСБ, но и делает это в ресторане под названием «Сам пришел»!
Замечательный журналист и мастер слова Алексей Симонов отметил, что, всегда считал, что Борщев старше, мудрее, чем он, и только на дне рождении вспомнил, что когда они познакомился, Борщев был его намного младше.
Поздравить В.В. Борщева пришли несколько десятков правозащитников – от Пономарева, Гефтера, Ганушкиной, Черкасова, Орлова – до Сергея Ивановича Григорянца, которого я не видел уже, наверное, лет 15, и который совсем не изменился.
На дне рождении Борщева были даже танцы. Я , например, смог потанцевать с Людмилой Альперн.
Вели торжество Алексей Кириллович Симонов и я.