«Ведь все глупости делаются с серьезным лицом»

27 октября 2017 года во всех региональных СМИ была опубликована "долгожданную новость" о том, что временный губернатор Марий Эл утвердил новую структуру Правительства республики.

В правительственной газете “Марийская правда” был опубликован Указ №262 "О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл" и комментарии к указу Марии Петровой. Под псевдонимом “Мария Петрова” похоже скрывается экс руководитель Управления общественных связей и информации Главы Марий Эл, а сейчас директор Общественно-политического центра (ОПЦ) РМЭ Сергей Лоскутов.

Обратите внимание, что Указ №262 появился лишь через 47 дней после выборов, и через 36 дней после сложения полномочий прежнего Правительства. Вдумайтесь, только более чем через 200 дней после приезда Александра Евстифеева в республику он смог подготовить новую структуру Правительства!

Первая наша мысль была, что исторически долго готовили структуру, для того, чтобы все увидели в ней что-то особенное, "изюминку", которая позволит сделать административный рывок в решение социальных и экономических проблем жителей.Прочитали текст Указа, и поняли, что ошиблись.

Возможно, что временный губернатор подписал его, не прочитав внимательно то, что подготовил его верный "оруженосец" Сергей Сметанин.

Либо, после прилета с отдыха из-за границы, у Александра Евстифеева заболела голова, или сильно заныла воспаленная печень.

Ну, никак не усваивалась мысль о том, что доктор юридических наук по неосторожности или умышленно сделал то, что студенты долго будут изучать на лекциях по административному праву, как нельзя поступать «худо- бедно» подготовленному юристу.

Сегодня еще сложно сказать, кем войдет в историю Александра Евстифеев, как временный глава региона. Но он уже вошел в историю российского права как должностное лицо, допустившее значительный промах, как в сроках подготовки новой структуры органа власти, так и в вопросах системы органов юстиции, и теории разделения властей.

 

То, что готовилось «командой» Евстифеева более 200 дней, можно было подготовить за 2 дня, при условии наличия в этой команде хотя бы одного специалиста административного права, и опытного управленца.

Если бы временный губернатор Марий Эл предложил образовать министерство речного и морского транспорта республики, то это ему бы хоть как то простилось. (ну, совсем ничего не понимает в этом.) Но профессиональному юристу, образовать республиканское министерство по внутренней политике, развитию местного самоуправления и юстиции, это уже слишком.

Конечно, господин Евстифеев можно попытаться «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань", но результат будет плачевный. Каким образом Глава Марий Эл будет пытаться через одного министра управлять тем, что:

-относится к полномочиям Президента РФ,

-не входят в систему органов исполнительной власти,

-еще со времен арестованного Маркелова является почти ничего не значащим, лишним органом в системе органов власти Марий Эл?

Можно конечно, предположить, что Евстифеев вновь заговорит о том, что согласно Конституции, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов. Но это равносильно самоубийству. Развивать тему сепаратизма в год выборов Президента страны Евстифееву никто не позволит.

Если предположить, что советнику Андрею Кравец было обещано кресло министра, тогда понятно его желание образовать министерство по внутренней политике. Не советник, а министр будет готовить предложения по внутренней политике Марий Эл, а Глава их утверждать Указом.

Но кто скажет, какая на сегодня «внутренняя политика» у Марий Эл, как у субъекта РФ? В чем ее коренное отличие от общегосударственной внутренне политики, определенной Владимиром Путиным?!

Какой партией в республике она, внутренняя политика, определяется? Единой Россией или КПРФ?! Александр Евстифеев выдвигался в губернаторы от обеих партий.

Понятно, де-юре каждый субъект федерации, помимо территориальных органов федеральных органов власти, имеет свою исполнительную, законодательную, и судебную ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Республика Марий Эл также охарактеризована в Конституции России, как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

Но де-факто, хотелось бы понять, Александр Евстифеев, что серьезно намерен говорить о своей «внутренней политике» в Марий Эл, или он в очередной раз что-то не досмотрел, не додумал.  Либо вновь сказывается отсутствие у него лично, и его приближенных практического опыта в сфере государственного управления?!

Помнится, Маркелов в январе 2009 года в целях трудоустройства Григорьевой, и взятие под контроль работы мировых судей, образовал в лишнее министерство - Минюст Марий Эл. С того периода в Марий Эл существовало два Минюста. Управление Федерального министерства и свой, «карманный» маркеловский Минюст. Да еще государственно-правовое управление в структуре Администрации Президента с почти «вечным» Мякишевым, (его юристы за глаза называют «Что изволите »). Кстати, господин Золотарев из той же когорты.

Если чисто формально, с теоретической точки зрения исключить из известных сегодня понятий «юстиция» все связанное с правосудием, либо системой судебных учреждений, то приемлемым названием для Министерства юстиции остается только Министерство справедливости!

После попытки Юрия Чайки подготовить проект закона, развитие правовой теоретической мысли по поводу понятия «юстиция» фактически остановилось на таком простом, всем привычном и понятном определении, которое прочно привязано к понятию справедливость, судебным учреждениям и системе правосудия.

Еще в 2002 году в своем докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Роль органов юстиции в правовом государстве» бывший министр юстиции Чайка заявил: «Конечно, наибольшие трудности возникли при подготовке и обсуждении проекта закона «О федеральной системе юстиции».

Поскольку это весьма сложный юридический документ, неудивительно, что у представителей различных министерств и ведомств, депутатов имеется своя точка зрения на его содержание.

Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года он должен быть принят уже и потому, что сегодня в нем сосредоточены основные направления дальнейшего развития органов юстиции, намечены подходы к осуществлению правовой реформы на современном этапе. Предполагается, что этот законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства РФ во 2-м квартале будущего года (ред.2002г.)». Не согласовали и не внесли.

Фактически, в настоящее время в Марий Эл функционируют три территориальных органа Минюста РФ: управления Минюста, УФСИН, и УФССП, которые, действуя в административно – политической сфере и выполняя специфические функции, оказывают прямое воздействие на управленческую деятельность по реализации правовой политики государства.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.) в России был образован Судебный департамент при Верховном суде РФ.

В соответствии с законом судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. 

При этом в соответствии с законом, обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется не судебным департаментом, а аппаратом этого суда.

Все вопросы функций и полномочий в данной сфере практически закрыты. Для какой цели Евстифееву держать за счет средств налогоплательщиков «лишний» орган власти? Если в качестве портфеля своему человеку, то это уже превышение полномочий.

Евстифеев также должен знать, что публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация).

На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Местное самоуправление - одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Что особенного, кроме подготовки нормативных правовых актов субъекта РФ, должно будет делать «министерство по развитию местного самоуправления», чтобы не нарушить федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не вмешиваться в полномочия ОМС?!

Глава Евстифеев также должен был понимать, что внутренняя политика России есть деятельность государства, его структур и институтов, направленная на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя, модернизацию политической системы, развитие экономики и решение социальных проблем. По Конституции именно Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства.

Теперь об отличиях новой структуры Правительства, от действовавшей ранее. Евстифеев заявил буквально следующее: «сократилось количество заместителей Главы Республики – вместо десяти их будет семь. Все заместители являются, что называется, освобожденными, то есть не совмещают должности министров и замов.  6 из них будут работать на территории Марий Эл, один – в Москве, он возглавит Постоянное  представительство Республики. Что касается первых замов, в новой структуре их будет трое.

Можем, конечно, ошибаться, но если в результате получится что, все приехавшие с Евстифеевым из арбитражного суда Московской области получат в Правительстве по должности зама, то ход временного губернатора станет понятен. Это конечно хорошо для господина Евстифеева, люди проверены в «деле», но так ли это соответствует требования Президента страны? Обмана, и не выполнение, своих поручений Президент не прощает. Похоже у Евстифеева лимит на не точную информацию Путину уже исчерпан.

Временный губернатор заявляет: «произойдут изменения и в штатном расписании. Я уже неоднократно заявлял об этом ранее, подтверждаю и сейчас: новое Правительство сократится. Это станет возможным благодаря оптимизации. К примеру, у нас ликвидированы должности трех заместителей Главы Республики, а, значит, ликвидированы должности их помощников, специалистов и консультантов, их секретариаты. Господин Евстифеев, ну нельзя считать «тупыми» жителей республики. Считать и выживать они научились еще при Маркелове!

Вам же уже предлагали пересмотреть отношение к «игре в государственность» республики, и сократить Конституционный суд РМЭ. Какая бы была экономия бюджетных средств, учитывая, что количество рассмотренных дел Конституционного суда одно-два за год. А затраты на содержание судей и аппарата суда просто зашкаливают. Должности их помощников, специалистов и консультантов, их секретариаты не так затратные, как у судьи. Не так ли?

Но Евстифеев на это не пошел. Хотя прекрасно понимаете, при отсутствии средств в бюджете республики, и снижение его доходной части, поднимать вопрос о суверенности просто глупо. Кроме того у вас теперь все "чистые" замы. Не совмещающие должности министров. А это вновь затраты.

Измените статус господина Трухина - министра без аппарата органа власти. Или заместителя председателя правительства и постоянного представителя РМЭ при Президенте РФ, «истинного маркеловца» Андрея Костенко (назначен Маркеловым в сентябре 2015 г.). Вот вам и экономия бюджетных расходов! Вы понимаете, что есть утвержденные нормативы по численности руководителей и количества сотрудников при формировании органа власти!

Следует опубликовать выдержку из бюджета со статьями расходов на содержания Правительства и Администрации губернатора Марий Эл как в 2017 году, так и на 2018 г. Тогда населению станет ясно, правду ли говорит Евстифеев.

Заявление временного губернатора «окончательно Правительство республики будет сформировано к 21 ноября», просто шокирует бизнес сообщество и работодателей.

Похоже, временный губернатор не понимает, что его подчиненные отказываются решать многочисленные текущие вопросы, ссылаясь на то, что они могут и не остаться в должности.

Сколько же Александру Евстифееву понадобится времени, чтобы начать «давать» хоть какой-то положительный для населения и избирателей результат, чтобы члены Правительства, пусть даже в статусе врио, начали работать?!

Александр Фридом