Губернаторы-технократы к которым эксперты относят временного Главу Марий Эл Александра Евстифеева могут оказаться не приспособлены к рискам социально-экономической напряженности, которые возрастут после президентских выборов, следует из доклада Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина - бывшего министра финансов России и бликого друга Владимира Путина.
31 октября 2017 года Комитет гражданских инициатив (КГИ) представил очередной индекс социально-экономической и политической напряженности в регионах России.
Авторами рейтинга являются Петров Николай Владимирович (профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики, кандидат географических наук), Кынев Александр Владимирович (доцент департамента политической науки Высшей школы экономики, кандидат политических наук), Зубаревич Наталья Васильевна (профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук, эксперт Организации Объединенных Наций).
Риски рассчитываются исходя из анализа разных параметров по трем направлениям — социально-экономическому, политическому и фактору гражданской активности.
К примеру, сочетание сильного или затяжного экономического спада, плохих политических институтов и выросшей протестной активности граждан эксперты относят к красной зоне опасности возникновения кризиса, а возникновение тревожных тенденций по двум направлениям — к средней (желтой) зоне риска.
Согласно резюме рейтинга социально-экономической и политической напряженности риски в первом полугодии 2017 года определяются прежде всего сочетанием факторов политики и низовой активности граждан.
На фоне относительной экономической стабилизации более заметными становятся две другие составляющие риска. Это политика, в которой продолжается ползучее ухудшение политических институтов и уменьшение публичной конкуренции, и протестная активность, которая, наоборот, постепенно увеличивается за счет местных проблем, далеких от большой политической повестки, но критически важных для повседневной жизни граждан: социальные услуги, жилье, транспорт, занятость.
Наиболее велики риски сочетания политического и экономического недовольства с неспособностью власти на них реагировать. С учетом долговременных трендов постепенного роста протестной активности низкое качество политических институтов и невозможность граждан через них влиять на власть может вести к постепенному вытеснению недовольства граждан в неинституционализированную сферу. Это, отчасти, можно наблюдать в росте численности и расширении географии протестных акций молодежи в марте-июне 2017 года.
Социально-экономическая ситуация в Марий Эл
Бывшее основным фактором риска падение доходов и связанное с ним сокращение товарооборота в Марий Эл не замедлилось.
Тревожной тенденцией выглядит то обстоятельства, что стабилизация или рост потребления обеспечивается в Марий Эл, в значительной мере, за счет потребительского кредитования, что особенно заметно в периферийных территориях и самых бедных группах населения.
Индикаторы, отражающие более длинную перспективу (задолженность бюджета, динамика инвестиций), выглядят крайне сложными для Марий Эл. Для республики характерно разбалансированность бюджета с высоким уровнем задолженности.
Временный губернатор Александр Евстифеев менее чем за полгода умудрился набрать коммерческих кредитов на сумму свыше 4 миллиардов рублей. После проверки аудиторов Счетной палаты России общи консолидированный долг Марий Эл превысил 20 миллиардов рублей!
Эксперты зафиксировали в Марий Эл проблемные оценки по всем трем измеряемым направлениям (домохозяйства, бюджеты, производства) и, как следствие, самые высокие на первое полугодие оценки социально-экономических рисков.
Политический дизайн и административная устойчивость
Оценки политических институтов в большинстве регионов остаются стабильно низкими. Ухудшение средних характеристик происходило в течение всего периода наблюдения (с 2015 года), при этом самое заметное снижение во втором полугодии 2016 года по результатам федеральных и региональных выборов.
Резкое снижение оценок за качество политического дизайна, произошедшее во второй половине 2016 года, представляло собой, во многом, отсроченный эффект. Значительная часть изменений в политических правилах, произведенных в 2014-2016 годах, должна была вступить в силу после очередных выборов.
После выборов на региональном уровне изменилась доля депутатов, работающих на профессиональной основе, уменьшилась представленность оппозиции в руководстве законодательных собраний, на муниципальном – вступили в действие новые, менее демократические, схемы формирования местной власти.
Административная устойчивость также ухудшилась в Марий Эл, в связи с громкими коррупционными скандалами и массовыми арестами элиты региона («цепная» смена руководства региона).
Протестная активность в регионах заметно выросла в первом полугодии 2017 года по сравнению с предыдущим вторым полугодием 2016 года: 907 баллов вместо 733 баллов по установленной в мониторинге шкале (шкала оценивает в баллах от 0 до 3 протестную активность в каждом регионе по каждому из десяти тематических направлений, затем все оценки суммируются).
Прирост протестной активности достигнут, прежде всего, за счет акций по двум тематическим направлениям: акции, посвященные проблеме коррупции и работе правоохранительных органов (с 40 до 188 баллов), и акции по проблемам жилья и коммунальных услуг (с 40 до 88 баллов).
По большинству тем политического характера (выборы и местное самоуправление, гуманитарные проблемы, внешняя политика) публичная активность в регионах сокращалась, одновременно возрастала активность, связанная с рядом ключевых тем социального характера: кроме жилищных проблем, это также проблемы городской среды и транспорта, малых предпринимателей, межэтнических отношений).
Тенденция к снижению доли политических протестных акций и увеличению роли социальных характерна для большинства периодов мониторинга (с 2014 года). Волна антикоррупционных акций в первом полугодии 2017 года заслуживает внимания, в том числе, как событие, которое сумело переломить эту тенденцию.
Конфликты в региональных элитах усилились с приходом новых губернаторов-технократов. По мнению экспертов, назначение новых губернаторов типа Главы Марий Эл Александра Евстифеева рассматривается лишь в краткосрочной перспективе, чтобы обеспечить больший контроль в период президентских выборов, и в меньшей степени – на развитие регионов после них.
«В межвыборное время власть благожелательна к гражданам, однако после выборов надо будет реализовывать стратегию развития. Идут разговоры о том, что экономическое положение стабилизируется, хотя уже сейчас регионы заявляют о нехватке денег.
При этом за первое полугодие выросла протестная активность не по политическим поводам, а по социально-экономическим. Это говорит о том, что ситуация неблагоприятная, а региональные элиты не справляются. Хотя пока это не очень заметно, но после выборов ситуация изменится», – особо подчеркивает один из авторов доклада – политолог Николай Петров.