Конец октября редко балует солнечной погодой. Вот и в это субботнее утро улицы и парки Воронежа укутал густой туман, временами просыпающийся мелким дождем. Но, несмотря на это, у входа в главный корпус педагогического университета уже собираются студенты. В этот день объявлен общегородской субботник. Казалось бы, что тут удивительного?
Но не следует забывать, что собираются в это хмурое октябрьское утро не только обычные студенты (да простят меня представители иных специальностей и факультетов), но ещё и студенты экологи, т. е., будущие защитники нашей, понимаете, родной природы! А экологи — всегда немного аристократы и даже снобы! И даже банальную уборку мусора они способны превратить в целое священнодействие с раздельным сбором, упаковкой в разноцветные мешки и отправкой на переработку на соответствующее предприятие!
И пока представители прочих специальностей и факультетов ещё только подходят к «универу» и ждут «дальнейших указаний», экологи чинно рассаживаются в специально за ними присланный автобус, который должен доставить их на окраину Воронежа в заранее выбранное место.
Через неполные полчаса мы уже прибываем в село Никольское (что на юго-восточной окраине Воронежа), где нас ожидают представители ВРОО «Центр экологической политики», глава (!) местного муниципалитета и представители предприятия, которое и является, собственно, потребителем собранного нами мусора.
После короткого инструктажа (пластик, стекло и все прочее необходимо собирать с мешки соответствующего цвета, при этом пластиковые бутылки обязательно сминать до уплощенного состояния) мы одеваем резиновые перчатки, разбираем мешки и направляемся в расположенный позади местной школы сосновый лес.
Свежий, пронизанный влажным грибным запахом, сосновый воздух, крики поползней и соек, стук дятлов и писк синиц моментально переносят нас из цивилизации в совершенно другой мир — чарующий и хрупкий мир природы. С небес доносится глуховатое карканье ворона. Всё это настраивает нас лирически. Но … окружающая нас действительность не дает впасть в эйфорию надолго.
Поначалу мусора не сказать, чтобы было много. Кто-то из студентов даже восклицает: «Да тут и убирать нечего!». Непонятно, чего в этом возгласе было больше — радости или разочарования. Ну, углубившись в лес метров на сто, натыкаемся на внушительную кучу рекламных буклетов с изображением солнцезащитных очков. Как говорится, приехали! Дружно набрасываемся на кучу, и за считанные двадцать минут она исчезает в наших мешках. Но это было только начало!
Ещё метров через двести нам попадается идиллическая, на первый взгляд, картина. В лесу оборудовано этакое «питейное место», рядом с которым вырыта яма для мусора. Похоже, эта яма использовалась не один год, так как в ней уже накопилась не одна тонна разного сорта отходов. Плюс к этому было подобрано несколько пластиковых панелей от подоконников и металлический бампер автомобиля!
Забегая немного вперед, скажу, что из той ямы мы выгребли тринадцать мешков пластиковой посудаыпять мешков стеклотары и десять мешков разного прочего мусора. Представители предприятия, забирающие мусор на переработку явно остались довольны, заявив, что из всего нами собранного, как минимум, половина пойдет на переработку. Похоже, мы не зря старались!
После того, как из ямы была извлечена последняя пластиковая бутылка, мы испытали острое желание водрузить над ней знамя победы. Привезенными лопатами засыпаем бывшую мусорную яму, чтобы, как говорится, и следом не осталось! После трудов праведных пьем сладкий чай из припасенных термосов, заедая его шоколадными конфетными батончиками.
Наконец, мы покидаем лес и приятным ощущением исполненного долга. После нашего визита здесь стало заметно чище! Дай Бог, чтобы так продержалось подольше! Лелеим надежду, что у кого-то из аборигенов при виде наведенного порядка дрогнет рука, собравшаяся бросить бутылку или пакет.
Выводы по итогам акции:
1. Проблема захламления лесов отдыхающими, увы, продолжает оставаться актуальной.
2. Основной объем мусора составляет теперь так называемый «прочий», состоящий из материи, картона и крупногабаритных вещей! Три года назад в мусоре преобладала стеклотара.
3. В Воронеже действует уже несколько предприятий, производящих переработку вторичного сырья в виде ТКО (год назад их было всего два!). Будем надеяться, что данная благоприятная тенденция будет иметь развитие!