Из публикаций, заполонивших в последнее время местные про-правительственные СМИ, обывателю становится ясно, что благодаря чьим-то невероятным усилиям Республику Марий Эл в ближайшее время готовятся перевести на аграрные рельсы. Неплохое желание, но на трезвый взгляд совершенно неперспективное.
«Почему?» – спросите вы. Имеется несколько факторов, говорящих о бесперспективности этой затеи в плане экономической целесообразности развития региона в этом направлении. Попробуем разобраться.
Фактор первый.
Из почти 690 000 населения Марий Эл (данные за 2015 год), 4/5 преимущественно проживает в городских поселениях Республики Марий Эл, или в городах за её пределами. И только 1/5 часть населения проживает в сельской местности. При этом, приходится признать, что молодежь из сельской местности тенденциозно устремляется в город. Ничего не поделаешь: в течении первых 17 лет XXI века в Марий Эл так и не удалось создать привлекательные и комфортные условия проживания для молодёжи на селе. Ни для кого не секрет, что молодое поколение в основном старается перебраться в город в первую очередь по причине того, что в городах имеется хоть какая-то перспектива личностного роста и повышения уровня благосостояния.
Фактор второй. В городах Марий Эл сосредоточены несколько крупных ВУЗов и СУЗов, в основном нацеленных на подготовку кадров для работы на промышленных предприятиях, чем в аграрном секторе (за исключением профильного АТИ) , что так же привлекательно для молодёжи.
Оба этих фактора в совокупности открывают перед нами широкие возможности по восстановлению некогда разрушенной промышленности нашего региона. И это даже без учёта третьего фактора!
Фактор третий. В городах Республики Марий Эл имеется большое количество промышленных предприятий, нуждающихся в реконструкции и задыхающихся от нехватки квалифицированных кадров. Кроме того имеется ряд предприятий разорённых. Разорённых как раз в угоду тем, кто из промышленно развитой Марий Эл пытается все эти годы сотворить из республики аграрный придаток, заранее понимая, что сделать это практически невозможно в виду объективных причин. (Климатические и природные условия).
Чем чревато такое, изначально проигрышное для жителей региона направление развития, и почему в этом возникла необходимость у правительства Марий Эл? С чего возникла такая невероятная тяга к развитию сельского хозяйства в глобальных масштабах, в регионе, относящемуся к зоне рискованного земледелия и скотоводства? На сколько целесообразным является стремление развивать регион именно в этом направлении?
При этом никому и в голову не приходит развивать промышленное производство, используя высокий потенциал наукообразующего города Йошкар-Ола, в котором количество Высших Учебных Заведений на душу населения попросту зашкаливает. Не потому ли, что по мнению «управленцев», аграрии изначально раболепны и легковерны, и управлять таким населением на много удобней, чем, скажем высокообразованными специалистами в области науки и техники?
С учётом всех этих факторов, говорящих о наличии подготовленной базы для развития промышленности, видится более перспективная модель развития региона. А именно: открываются широкие возможности по восстановлению большого числа некогда заброшенных и уничтоженных промышленных предприятий в крупных городах региона, таких как Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск.
Республика должна стремиться вперёд, учитывая современные условия, которые диктует сама жизнь. В противном случае мы рискуем вернуться в век XIX, что неминуемо приведёт к деградации а не к развитию, как того требует от нас время.
Может быть целесообразнее использовать все эти три удачно сложившихся фактора для обеспечения еще не до конца разрушенной промышленности Марийской Республики? Не слишком ли расточительно мы относимся к подаркам судьбы? Ведь такой подарок жизнь преподносит только единожды.
Предлагаю будущему правительству Марий Эл при рассмотрении новой модели развития региона учесть уже исторически сложившиеся обстоятельства и, изменив акценты, рассмотреть подробнейшим образом перспективы развития региона исходя именно из концепции промышленного направления.
Пришла пора окончательно покончить с «маркеловским наследием»:
Развитие промышленности в регионе – более перспективная модель существования в современных условиях.