26 октября 2017 года в Молодежном Доме прав человека, расположенном в Воронеже по улице Цюруры, уже традиционно, по инициативе правозащитника Натальи Звягиной проводятся семинары на различные темы, связанные с правами человека. Сегодня тема семинара была посвящена религии. 

В развитие этой темы Наталья Звягина поделилась своими короткими впечатлениями в связи с посещением знаменитого острова Валаам – самого большого острова в составе Валаамского архипелага, расположенного в Карелии, в северной части Ладожского озера. Судьба этого острова была тяжелая и трагичная, им некогда владели и шведы и фины. По преданию, начало здесь монастырской жизни положил Андрей Первозванный, живший во времена Иисуса Христа. Эти места намоленные, полны тяжелых исторических событий. В конце 19 века здесь был воздвигнут Спасо- Преображенский мужской монастырь. В советское время здесь был дом инвалидов, куда «благодарная» партия отправляла, с глаз долой, всех безруких и безногих калек после Великой Отечественной войны. В настоящее время монастырь вернул свое первоначальное назначение, и здесь обитает братия, чуть больше 100 человек. На этом острове проживает более 200 семей. И как отметила Наталья Звягина, отношение между монастырской братией и местными жителями не очень складываются. Когда звонят колокола, то им в ответ может работать бензопила, визжать дрель, стучать топоры. 

Далее дискуссия пошла в сторону сложного мусульманского мира и его обычаев. Этой темой хорошо владел политолог, доцент ВГУ Евгений Поляков. Он говорил о центрах силы в мусульманском сообществе, когда каждая представляет себя наивернейшей, о роли светской власти, вмешивающейся в мусульманскую веру, вплоть до того что губернатор может по своей прихоти закрыть приход, о дискриминации женщин.

Известный воронежский политик Геннадий Панков говорил о сращивании нашей православной церкви с государством, и попытках Патриархата стать равным со светской властью по влиянию на политическую жизнь страны. 

Вспоминаются незабвенные 90-е годы прошлого века, когда бывшие властьпридержащие коммунисты почуяли для себя, в грядущих событиях, капиталистические прелести жизни. Они понимали прекрасно, что социальное расслоение неизбежно, и потому начали готовить церковное начальство к восстановлению храмов, церквей, приходов, дабы с помощь молитвы убеждать народ в терпении и смирении. Думается, что с этой миссией церковь неплохо справляется и ныне, не забывая о собственных карманах.

Наивный народ тянется к паперти, отдает поклоны, лобызает образа, потому что душа мечется в потемках, отягощенная житейскими проблемами. Мало кто читает Библию, мало кто знает мудрость Нагорной проповеди и мало кто живет по Божьим заповедям, но в церковь идут, как за каким-то спасением или на всякий случай… а вдруг… . Храмы своими иконами, проповедями и песнопениями обещают райскую жизнь, но только на небесах. Сегодня, как и в былые времена в них видится роль укротителей для того, чтобы спокойней спалось толстосумам, обкрадывающим бесправный народ.

21 век, думается, многое поменяет в отношениях гражданина и власти, человека и религии, будь то христианская или мусульманская, или какая-то другая. Когда человек познает в себе искру Божью, когда осознает, что он есть частица Великого Космоса, что душа его бессмертна, а значит свободна и здесь, на Земле, никто не вправе мешать ей развиваться и приобретать опыт в творчестве, в любви, в созидании, вот тогда отомрут все религии, как атавизм слабого, примитивного сознания и откроется истинный Путь к Единому Богу.

Оригинал