В.Соколаев. Центральный рынок. Новокузнецк. 1983.
Когда берешь в руки камеру, где-то за спиной маячат творцы социальной фотографии. Ярким примером борьбы за реально реалистическую репортажную фотографию стало «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов ТРИВА» или просто группа ТРИВА.
Фотографы В. Воробьев (1941-2011), В. Соколаев (1952-2016) и Александр Трофимов (р. в 1948) работали на Кузнецком металлургическом комбинате в конце 1970-х - начале 1980-х гг., снимая внутреннюю жизни предприятия. Сначала их работы использовались только для внутренних нужд комбината, потом они стали выставляться на выставках за его пределами, в т.ч. и за рубежом. Поскольку объект считался закрытым, то это стало поводом для их обвинения в разглашении секретной информации, а большая часть их работ была уничтожена, а группа распущена. Лишившись работы на комбинате, фотографы начали снимать на улицах (см. подробности этой истории).
Но дело было не только в секретности. И на комбинате, и в городе они снимали жизнь слишком правдиво, чтобы соответствовать принципам социалистического реализма.
Принципы своего метода они формулировали так:
Смысл – "паспортизация" времени и места. Цель – правда ради правды. Задача – создание фотодокумента события. Жанр – рабочая и социальная фотография. Метод – репортажный. Ограничения при съемке – строгое невмешательство в событие. Ограничения при печати – стандартная обработка, печать полного кадра.
Для съемки использовали бесшумную японскую оптику, обеспечивавшую быструю наводку резкости. Без этих технических особенностей реализация этого жанра была маловероятна.
В.Соколаев. Старушка в городском автобусе. Новокузнецк.1989.