Режиссёр Юрий Быков, ранее вхожий в либеральную тусовку, снял сериал «Спящие», где за исламистскими терактами на Ближнем Востоке обязательно стоит ЦРУ, политические убийства в России организуются им же с целью дестабилизации, переходящей в «майдан», если у чиновника за границей учатся дети, то он рискует быть завербованным, либеральная пресса привычно мутит воду, а популярные блогеры строчат комменты под диктовку нанятых американцами политтехнологов.
Либеральный русскоязычный фейсбук возмутился на, как он считал, клевету на себе подобных, и стал писать разгромные комментарии в этом самом фейсбуке в адрес режиссёра Быкова, иногда переходящие в прямые оскорбления. Режиссёр Быков оказался тонкокожим и написал комментарий, где заявил, что он “слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране. Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир”
В этой истории комментаторов интересует, является ли критика Быкова травлей или нет, или можно ли ценить искусство с точки зрения идей, а не художественной ценности произведений. Меня же волнует иной аспект.
Режиссёр Быков всю жизнь вращался в кругу себе подобной интеллигенции – высокооплачиваемых специалистов в областях искусства, дизайна, развлечений, СМИ, гуманитарных наук, в меньшей степени в областях права, финансов и IT. В этой же среде вращаются большинство властителей дум современной России. Эта публика проживает почти исключительно в крупных городах России, обычно финансово и идеологически связана с Западом, хотя не брезгует и деньгами российского государства, когда эти деньги ей предлагают. Она исповедует ценности западной демократии, гражданских и политических свобод, свободного рынка и т.п., резко оппонирует политике Владимира Путина. При всей приверженности этой тусовки “демократии” её сознание совершенно тоталитарно: любой усомнившийся в вышеупомянутых её постулатах интеллигент беспощадно шельмуется и изгоняется из неё.
Интересно, что в процессе шельмования эта тусовка не применяет насилия, но сам факт изгнания из неё мучительно воспринимается её членами, что мы видим на примере Быкова. Для него мнение этой тусовки оказалось более значимым, чем ништяки от сотрудничества с всесильным и богатым российским государством. Это пример влияния этой тусовки. Сфера этого влияния ограничена крупными городами и приличным уровнем доходов (тем же провинциальным учителям до её мнения нет никакого дела). Но это влияние стойкое, и оно нисколько не уменьшилось после того, как Путин поставил телевидение и большую часть экономики под свой контроль, что, казалось бы, должно было привести к господству в политическом сознании России путинской картины мира . Развитие интернета в России и рост экономических и культурных связей с Западом в последние 15 лет усилил либеральную тусовку.
Какую роль эта тусовка сыграет в дальнейшей истории России, покажет будущее.