Павел Чиков опубликовал «политпрогноз» на четвертый срок Путина. Мрачный прогноз.

Максимально коротко: Иностранные СМИ запретят, Россия выйдет из Совета Европы, политическое поле зачистят полностью, регионы полностью подчинят, всю собственность захватят путинские друзья, адептов нетрадиционных религий всех посадят, дипотношения со странами запада разорвут, отключат Рунет от интернета, введут новые репрессивные законы, выезд заграницу ограничат.

Можно спорить о деталях. Например, Павел ничего не написал о введение тотальной цензуры в кино и театрах и вычищении остатков академического свободомыслия. А ведь все к этому идет, не так ли? Напротив, 200 000 российских Свидетелей Иеговы* не будут массово посажены, а уйдут в подполье (у них богатый советский опыт на этот счет). Да есть рост числа антиправовых приговроров за религиозную деятельность, но в сравнении с 200 000, речь о массовых посадках идти не может.

Но в целом верно. В том смысле, что после Крыма и Донбасса ни одно даже самое ужасное пророчество нельзя считать несбыточным.

Вот только пользы в таком прогнозировании немного. В действительности мы вступаем в период, когда не только в России, но и по всему миру политический прогноз (не путать с выявлением трендов) становится довольно бессмысленным. Кто мог еще 30 ноября 2013 г. предсказать киевский Майдан? Кто всерьез верил в Брекзит? Победу Трампа? А ведь все эти события существуют не сами по себе, но влияют на нашу жизнь (как и Россия на ситуацию в других странах). Без Майдана не было бы Крыма, без Крыма возможно внешняя политика демократов в Америке не выглядела бы такой провальной, и Трамп не победил, без победы Трампа не было бы russiangate, а без него – последних инициатив Совета Федерации по объявлению физических лиц «иностранными агентами». И т.д. и т.п.

Поэтому, первое – сегодня мы как никогда ранее, зависим от потока внешних событий. Ожидаемые события могут не случиться, а маловероятные произойти, когда их никто не ждет.

Второе, стоит иметь собственный фильтр, отделяя «новые возможные события» от «уже давно возможных». Например, п.3 у Павла: «Полная нейтрализация политического пространства (см происходящее с навальнистами и открыточниками)». Разве сегодня у власти нет рычагов и возможностей посадить Навального в тюрьму и уничтожить на корню всю его политическую структуру? И сегодня есть, и вчера были. Но этого не происходит. И одновременно может произойти в любой момент. Следовательно, начинать бояться «полной нейтрализации» нужно было еще вчера. В этой угрозе нет ничего нового. Это уже давно данность российской жизни. Не стоит пугаться заново. Может быть прогноз должен быть более конкретным: возрастет число уголовных дел против политических активистов? Теоретически может, но пока число осужденных за политическую деятельность не растет, хотя и не снижается.

И, наконец, третье. Есть действительно новые практические угрозы. Тем, кого они касаются – стоит подготовиться. Похоже, выше среднего повышается вероятность выходы России в той или иной форме (полностью или временно) из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Тем, кто как-то связан (лично или профессионально) с этой сферой, стоит подумать о «плане Б». Риск закрытия иностранных СМИ, имеющих редакции (не корпункты) на территории России, тоже резко возрос. Также велик риск блокировки иностранных социальных медиа и т.п. – изучайте методы обхода или думайте об альтернативных способах коммуникации. Наверняка есть что-то еще. Каждый может составить собственный список такого рода. Главное в нем должны быть вещи, которые касаются его лично и для которых можно подготовить план реагирования. (Кардинальное решение проблемы – план отъезда – нужно было продумывать уже давно). На все остальное не стоит тратить нервы.

Напоследок, в порядке самоиронии, мой собственный прогноз. Я думаю, что тренд на избирательные, а не массовые репрессии, точечные, а не тотальные зачистки, сохранится и на четвертый путинский срок. Просто по принципу достаточности. Тотальные (тоталитарные) меры оказываются востребованы для реализации тотальных же проектов. Наш режим охранительный, ничем кроме самосохранения не озабоченный. Ему больше не требуется. Не надо бояться абстрактных "массовых репрессий", надо думать о тех конкретных людях, кто стал жертвами сегодня.

Все будет непросто, нелинейно, гнусно и отвратительно, но без эпического трындеца. Он, как известно, подкрадывается незаметно. У него своя система приоритетов. И еще не известно, кто именно у него в списке первый.

Оригинал

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ