В конце сентября- начале октября 2017 года представители Комитета спасения Печоры участвовали в работе Республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель, поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ, а также по обследованию земельных участков находящихся на гарантии, сданных природопользователям в 2015 году на производственных территориях ТПП "Лукойл-Усинскнефтегаз" ООО "Лукойл-Коми", ООО “Нобель Ойл” и АО “Комнедра”,  НШУ “Яреганефть” и ТПП “Лукойл-Ухтанефтегаз” ООО “Лукойл-Коми”, береговых зон ручья Малый Войвож, рек Ярега  и Ухта  МОГО  "Ухта".

Представители Комитета спасения Печоры участвует в комиссии в качестве наблюдателей. Независимых наблюдателей, то есть расходов по нашему прибытию к месту сбора и проживанию бюджет не несёт. 

До Ухты комиссия работала в Усинском районе Республики Коми .В ней от Комитета спасения Печоры участвовал Фёдор Фёдорович Терентьев И Валерий Терентьевич Братенков. В Ухте — я.

В Ухте и на выезде (Сосногорский, Усть-Цилемский и Ижемский районы) комиссия работала 3 дня: 3,4,5 октября 2017 года.
Комиссия объезжает не все участки, какие- то приняты муниципальными комиссиями (им доверяют).

На карте точки, где побывал я. 

 

День первый.Ярега.

Комиссия собралась в администрации МОГО Ухта в 9.30
Я опоздал. Не так просто в 7 утра найти в Нижнем Одесе 200 рублей наличных. Круглосуточные банкоматы Сбербанка денег не дают: один сломался, второй без наличных (один сломал,второй потерял). Меня подбирают уже по дороге на Ярегу.

На момент начала осмотра я не знаю перечня сдаваемых участков, функции комиссии, мне не понятен вообще смысл этих хождений.
Ярега. Шахта №1 , там сбор, пересаживаемся на проходимый транспорт, “бессапожным” выдают сапоги.

Пытаюсь проверить  информацию о пожаре на шахте номер один  . С нами три представителя Лукойл-Коми.Спрашиваю всех. 
 - первый всё отрицает;
 - второй (вторая ) с большими глазами отправляет к первому;
 - третий факт задымления не отрицает и говорит что хорошо, что он к этому не имеет отношения.
Судя по их реакции (жесты, мимика, смена интонации) и словам я делаю вывод, что пожар всё-таки есть. Вечером мне это подтверждают несколько источников. 

Точка 1 на карте — участок нефтепровода от нефтешахты №2 НШУ  “Яреганефть” до участка погрузки и отгрузки нефти НШУ  “Яреганефть” в районе пересечения с 1538 км Северной железной дороги в  Ухтинском районе республики Коми.
Площадь рекультивации 0.15 га,остаточное нефтезагрязнение 1,658 г/кг.

 

 

Об  этом разливе информация не обнародовалась (весна 2016). 
Я видел много разливов, засыпанных   песком и не понимаю как можно делать какие -то выводы без отбора проб и анализов.  Позже (5.10.2017) я ознакомился с заключением АО «Научно-исследовательский проектно - изыскательский институт «Комимелиоводхозпроект» по этому участку (заключение №10):

анализы проведены сертифицированной лабораторией по заказу ЛУКОЙЛ-Коми, но пробы отобраны заказчиком “самостоятельно” в ходе производственного контроля. Не то чтоб я не доверяю ЛУКОЙЛ - Коми (а я им однозначно не доверяю), но считаю что государственная комиссия должна делать выводы на основании независимых от загрязнителя данных.

В общем, как я понял, происходит всё так:
Налив нефти и сдавшись госорганам, загрязнитель берёт участок в аренду для проведения рекультивационных работ. Рекультивация проходит по Типовому проекту (в открытом доступе его нет - исключительные авторские права заказчика - ЛУКОЙЛ-Коми). К моменту выезда Комиссии есть заключение по типу вышеуказанного (с пробами). То есть, физически комиссия может, наверно, только увидеть сверхявные нарушения . Если комиссия принимает участок, то он ставится на гарантию (на случай, если что-то проявится). По завершении гарантии участок возвращается владельцу  (в зависимости от категории земель) и договор аренды прекращается. Далеко не все участки принимаются.

Осмотрели строящиеся очистные на шахте №1 (аналогичные строятся на других шахтах Яреги). Это фундамент. 

 

Стройка идёт с отставанием от графика. Общественности следует обратить внимание на проект. На слух он мне представляется утопическим. Замкнутый цикл в т.ч. и бытовая канализация.По причине отсутствия отходов не проводились общественные слушания.
Приятная новость - демонтируют  насосную на реке Седью (мотивируют негативной реакцией общественности - опять же не верю).

Осмотр старых очистных шахты №1, ручья Малый Войвож, реки Ярега. Визуально, ситуация не очень изменилась с весны (также, как и тогда, при взбаламучивании донных отложений появляется радушная плёнка нефтесодержащей жидкости).

 


ЛУКОЙЛ утверждает, что пробы донных отложений взял Томский Госуниверситет, будут выращивать “супербактерию” (пока на анализы взяли, договор не заключён).

На устье Яреги убрали водяной затвор. 
На этом первый день всё. Завтра договорились — Пашнинское месторождение. Моё предложение — ехать засветло, но чиновники ограничены рабочим временем.

Ощущение первого дня:
Если не доказано обратное, то ЛУКОЙЛ врёт всегда (не расслабляться!)
Не понравилось: не все члены комиссии готовы испачкать сапоги, (некоторые особо симпатичные порой из машины не выходят) , а палкой в донные отложения кроме меня тыкал только один человек (то, что я видел).
Покоробило: когда вы отходите о чём то поговорить с представителями ЛУКОЙЛ, это уже не в рамках комиссии? О чём нельзя знать общественности?


День второй. «Гапликов открыл зимник на Усинск»

Меня подбирают по дороге, погода отличная. Новость — на Пашню не едем (республиканская комиссия там была последний раз в 14 году — паводковая) 
Комиссия разделяется: часть едет на Нижний Одес, часть на участки в Усть-Цилемский, Ижемский районы. 
Заезжаем на разлив (конец мая 2017) на Просекёль (приток Айювы),но в лесок, где было основное загрязнение никто не идёт (спешим). Про этот разлив мы не писали,но если кому интересно, вот карта. Первая точка 1/06/2017 28,5 км от Н.Одеса (фото и видео).

3,5 часа до Щельяюра. Проверили качество открытого Гапликовым участка дороги. Нормально, можно уснуть.

Переправа. Поскольку я ещё пребывал в ощущениях бесполезности этого мероприятия, то виды Печоры — это компенсация за всё.

 

 
Точка 3 Усть-Цилемский район

Участок в воде после дождей. 
Лично мне ничего не понятно , кроме того, что нефти нет. По координатам, указанным в списке участков я попадаю на полтора километра южнее (надо разбираться).

 

 

Точка 4

Тут да,тут весело. Мишки, волки. Участок рекультивации полностью в зоне отвода земли под нефтепровод и дорогу.


Вот самое самое оптимистичное фото. Сделано на ходу, через стекло, в сумерках.

 

 

Понравилась открытость  (относительная, конечно) начальника цеха Алексея Нелюбина. Это трубы с атикоррозийным покрытием. Идёт замена нефтепровода. Причина - большое количество “отказов” (разливов, если по-простецки). Труба стальная, 2004 года. Причины отказов как некачественный монтаж (нарушение соосности по сварочным стыкам), так и коррозия по телу трубы. Нефть относительно не агрессивная. Агрессивную среду создаёт пластовая вода. Начали менять в 2016, то есть через 12 лет после ввода трубы в эксплуатацию.
Понимаете, к чему я? Да, да, к вопросу инициативы  референдума о запрете стальных нефтепроводов, ранее 2000 года.

Точка 5 Это уже Ижемский район.

 

 

Тут возник вопрос, почему участок взятый в аренду, намного больше рекультивированной территории. Вопрос,  кто разделывал птицу на трубе (четырёхлапый  или двуногий) остался дискуссионным.

Точка 6
 Тут нам показали прижившиеся саженцы ели на рекультивированном участке.

 

На переправу вернулись уже после заката.   Жаль.


 

Около 19 пили кофе на базе Лукойл Коми в Щельяюре.  Домой опять не попал. Вариант с вызовом такси на поворот на Нижний Одес оказался за рамками моего бюджета.
Ночью участок, открытый Гапликовым весь ещё и сверкает разметкой и отражателями. Кто-то из смотревших новости , сказал что открыта дорога Сыктывкар-Усинск.
Я - а глава так то в курсе что там двух мостов нет? И делаю вывод, что Глава открыл  зимник на Усинск.
22.30 прибытие в Ухту.


День третий. 5.10.2017. Акты . Ответы-вопросы

с Утра комиссия осмотрела территорию Ухтагеонефть (в районе Пинергоры). У них там небольшая лужа нефти из неустановленного источника. Я проспал. 
Тексты актов приёмки и осмотров составлялись в горкомитете по охране окружающей среды г. Ухта Там же мне удалось прочитать заключение. 
в 14 совещание в администрации г.Ухта.

 

 

Что нового услыхал тут я.
По Седью. Водовод Ярега -Лачьёль для пластовой воды. Тот самый, по которому выкачивали реку Седью. Насколько мне известно дороги вдоль водовода летом нет. Как Лукойл осуществляет осмотр трубы?   Ответа нет. Сказано что пластовая вода пока не качается. 
Народ же утверждает, что пластовая вода закачивается уже с весны. Представители госорганов ничего не сказали. 

Трава. Какая трава высаживается на рекультивируемых участках ?
Ответ — сертифицированные смеси трав (перечислены названия - мне не знакомы). В Усинске есть территория с пластовой водой , на которой ничего не росло много лет. Теперь трава,но не похожая на местные виды. Не получим ли мы борщевик 2? 

Рекультивация проводится по типовому проекту, которого нет в открытом доступе. Если я вижу, что лукойл перемалывает нефтяную землю - это что? Захоронение опасных отходов, сокрытие или действия согласно проекта рекультивации?   Будем добиваться его обнародования.
Вопрос Романа Полшведкина - сопредседателя Комиссии представителям ЛУКОЙЛ-Коми: почему такая разница анализов ЦЛАТИ и ЛУКОЙЛ. По данным ЦЛАТИ превышение ПДК по нефтепродуктам в сбросах в ручей Малый Войвож в 10 раз, по данным ЛУКОЙЛ — 1,5 ?
ЛУКОЙЛ-Коми объясняет это тем, что они чаще отбирают, это зависит от уровня воды. Не знаю оформят ли это как-то, но прозвучало предложение отбирать пробы одновременно и по одним точкам (я думаю, этого не будет) .

Кукса Галина Николаевна — начальник отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов предложила всё таки брать с собой специалиста по отбору проб и отметила, что это предложение звучит не первый раз на таких комиссиях. (я думаю проботборника не будет)

Печорский природоохранный прокурор обратил внимание на завышенную стоимость работ по рекультивации на одном из участков. Будут объяснять.
Пашня запланирована на следующий год в весеннюю паводковую комиссию. 

Мной предъявлены претензии к госорганам: о разливах на некоторых участках ничего не известно общественности. Нефть — опасное вещество и представляет опасность прежде всего тем, кого это может коснуться непосредственно -  рыбаки,охотники, собиратели дикоросов- такая моя логика. Обязанность оповещать население — обязанность государства.  Положительного ответа на комиссии не прозвучало. Есть простор для творчества. Моя среда — не предмет для междусобойчика нарушителей и чиновников.

Ну как-то так. Копии утвержденных актов обещают в конце октября.
В целом, кроме общения с живыми людьми, поездка — тухленькая. Спасибо всем,кто честно отвечал на мои вопросы. И спасибо тем, кто нечестно. 

Иван Иванов

оригинал