Марийцы: Историко-этнографические очерки. Изд. 2-е, доп. - Йошкар-Ола, 2013.
Давно хотел начать буквоедский разбор этой книги, точнее не книги, а одного из помещённых в ней очерков — очерка к. и. н. Н. С. Попова " Народные верования и знания. Религиозные верования". Начнём, разумеется, с мифов.
"Древние марийцы считали, что окружающий мир и природные явления олицетворяют божественное начало, являются составной частью и в то же время зримым воплощением вечно созидающей, творящей и возрождающей жизненной силы божества, свидетельством его могущества, всеведения, мудрости и справедливости, реального участия в регулировании жизни на Земле".
Общий вопрос: откуда известно, что именно считали древние марийцы? Письменности не было, археологические находки нельзя толковать однозначно (и уж тем более нельзя на их основе делать такие отвлечённо-философские выводы). Устные предания? Они скорее отражают современные мифологические представления, сложившиеся во многом под влиянием того же "нью-эйджа". То есть это субъективные представления автора, сложившиеся под влиянием чтения поздних (18-20-е вв.) литературных источников и общения с ныне живущими картами.
И потом, кто такие "древние марийцы"? О каком историческом периоде идёт речь? Это представление сложилось под тюркским или русским влиянием? Это общефинское представление? Тогда его признаки должны быть и у других родственных народов... Или оно уникальное, сугубо марийское? Из-за отсутствия твёрдой (доказательной) почвы под ногами утверждать можно что угодно.
Вызывает также вопрос о "всеведении" "божества". Это уже что-то из христианства, ислама? Где в мифах сказано, что "божество" (кстати, какое? Кугу Юмо?) всеведуще? Я могу привести множество примеров, показывающих, что "оно" далеко не всеведуще. Может, это всё же влияние монотеистических религий?
А вообще, мне понравилась приведённая формулировка: чеканная, ёмкая, показывающая уникальность марийского мировоззрения (при условии, что таковое имеет место быть).