Коми

В практически несуществующей для большинства жителей Коми политической жизни в последние годы сформировался волнующий многих вопрос изучения государственных языков в школах. В то время как одни родители не желают, чтобы их дети изучали коми язык, отдавая предпочтение языкам иностранным (преимущественно английскому), другие хотят не только его изучения, но и возрождения закрытых советскими и российскими империалистами комиязычных школ, как инструмента сохранения и восстановления собственной культуры.

Таким образом, мы можем наблюдать практически сформировавшийся конфликт двух протестных групп – колонистов и их потомков с одной стороны, в том числе проживающих в городах, отстроенных в 20-м веке вокруг предприятий по добыче природных ресурсов (пояс Ухта-Воркута), и автохтонного населения с другой, специально для обеспечения культурных потребностей которого изначально была создана эта территориальная единица, называвшаяся ранее автономной областью, а сегодня номинально обладающая статусом Республики.

При этом у этих двух групп определенно есть общие интересы, связанные с тем, из каких налогов формируется республиканский бюджет, а какие отсылаются в бюджет федеральный. В своём недавнем интервью об этом говорил Анатолий Каракчиев, первый заместитель первого Главы Республики Коми Юрия Спиридонова. 100% налогов на добычу природных ресурсов уходит в бюджет России, в то время как граждане Коми, будь то представители автохтонного народа или колонисты, остаются абсолютно ни с чем. И все это понимают, но не верят в возможность что-то изменить.

Следовательно, перед теми, кто хочет объединить эти две группы населения и создать мощное оппозиционное движение республиканского масштаба, стоит первостепенная задача – решить языковой вопрос так, чтобы это устроило всех. И не только, чтобы получить больше сторонников, но и потому что власть обязательно воспользуется возможностью противопоставить одну группу другой, чтобы не допустить усиления своих противников. А затем, по мере побед в российских городах-миллионниках, надежда на перемены придет и в Коми. Увы, и тут мы всё еще зависим от России.

Ниже я приведу видимые мной варианты решения вопроса изучения государственных языков в школах Коми, первые два из которых будут крайними, а остальные – компромиссными:

  1. «Европейский» вариант – обязательное изучение обоих государственных языков. Плюсы – позволит всегда найти общий язык жителям Коми, развивает межнациональную гармонию при условии взаимного уважения представителей разных этносов. Минусы – способствует потере Республикой населения, не желающего учить язык, распыляет усилия по внедрению коми языка в систему образования. Может вызвать отторжение из-за низкого уровня национального самосознания. Примеры: Финляндия, Швейцария, Каталония, Страна басков, где учат два государственных плюс иностранный. Во многих других странах Европы учат государственный плюс два иностранных, либо родной плюс государственный плюс иностранный. В Единой Европе все чаще звучит мысль что знание трех языков необходимо для раскрытия всего интеллектуального и экономического потенциала человека.

 

  1. «Американский» вариант – обязательное изучение одного государственного языка на выбор (в соответствии с языком обучения в школе/классе). Плюсы – меньше делается из под палки, более соответствует русскому индивидуалистическому менталитету (ну давайте уже признаемся себе в этом), и будет легче принят населением в краткосрочном периоде времени. Минусы – люди могут не всегда найти общий язык. Пример: США, Канада, Новая Зеландия. Во многих штатах США есть два государственных языка, но это дает гражданам только права, а на государство налагает обязанности. Так же любая группа людей может открыть при поддержке властей школу, в которой обучение будет проводиться на удобном им языке. В Новой Зеландии организованы школы и классы, обучение в которых ведется на языке маори или смешанно с английским.3. Либертарианский вариант – полностью делегировать выбор языка(-ов) обучения и изучаемых языков на уровень школы, родителей и учеников. Плюсы – люди сами выберут что им нужно, дети гораздо эффективнее обучаются тому, что им нравится. Минус – неясно как компенсировать предыдущее вмешательство этатистов в процесс обучения, направленное на вытеснение коми языка.
  1. Наилучший на мой взгляд вариант заключается в том, чтобы вводить обязательное изучение того или иного языка в соответствии с долей его носителей как национального, первого или предпочитаемого на той или иной территории. Этот принцип может быть ограничен государственными языками. Установив планку в 10% мы сделаем изучение обоих государственных языков обязательным только там, где количество представителей соответствующих народностей хоть сколько-то весомо, оставив, скажем, воркутинцев, или ижемцев, в покое. При всем этом изучение государственного языка должно быть неотъемлимым правом, даже если оно не является обязательным. Плюсы – снижение недовольства в районах и городах республиканского значения от обязательности изучения языков, на которых у них «никто не говорит». Концентрация усилий по внедрению коми языка в образовательную систему там, где это более необходимо. Минусы – неясно что делать с теми районами, где доля колеблется вокруг этих 10% (Вуктыл, Инта, Ижемский район). Возможно манипулирование результатами соцопросов в области национальной самоидентификации и предпочитаемого языка. Впрочем право на изучение и обучение на родном языке, повторюсь, должно обеспечиваться в любом случае.

Кто-то скажет что второй вариант – не совсем крайний, и можно было предложить оставить только один из языков обязательным, но подобное является вовсе этически неприемлимым для меня как уроженца Коми и европейца по духу и национальности. Невозможно игнорировать интересы почти трети населения нашего края в демократическом государстве.

А какой вариант по вашему является наиболее подходящим для всех жителей Республики Коми?