Журналисты федерального издания «КоммерсантЪ» подготовили серию репортажей из регионов, где 10 сентября пройдут губернаторские выборы. В Марий Эл досрочная кампания объявлена в связи с отставкой Леонида Маркелова, который был главой республики 16 лет. Его арестовали по делу о взятке. Назначенный врио главы Александр Евстифеев пытается наладить диалог с политическими силами, с которыми господин Маркелов конфликтовал. Врио главы поддержала КПРФ.
«Нам не надо своего кандидата»
Добровольный отказ КПРФ от участия в выборах — главная особенность кампании в Марий Эл. Наиболее вероятным кандидатом от Компартии был депутат Госдумы Сергей Казанков, сын Ивана Казанкова. Однако на конференции делегаты решили поддержать работу Александра Евстифеева «по выводу республики из финансового и экономического кризиса». «Что нужно коммунистам и людям? Чтобы народ хорошо жил. Мы и Маркелова первоначально хотели поддерживать»,— говорит “Ъ” Иван Казанков. По его словам, господин Маркелов относился к народу, как «к быдлу»: «А руководитель должен жить вместе с народом, его бедами. Поэтому мы на выборах всегда жестко выступали против него».
Два года назад КПРФ была близка к тому, чтобы взять власть в республике. В 2015 году глава кировского обкома, экс-депутат Госдумы Сергей Мамаев набрал 32% и смог победить Леонида Маркелова в Йошкар-Оле и Волжске, втором по величине городе региона. Коммунисты рассчитывали на второй тур, но в судах им не удалось доказать фальсификации итогов голосования. Реванш был взят на думских выборах 2016 года, когда по единственному одномандатному округу в регионе победил Сергей Казанков.
О господине Евстифееве Иван Казанков отзывается как о «человеке, который развивает республику». Он отмечает, что есть изменения в сельском хозяйстве, перестали задерживать зарплату бюджетникам. Врио главы посетил предприятия Казанковых в Марий Эл и Татарстане, встретился с членами партии. «Коммунисты говорят, зачем нам свои кадры? Если Путин выставляет своего человека, и он хочет работать в республике, поднимать ее, почему мы должны быть против? И ему настроение портить, и отношения натянутыми сделать»,— объясняет Иван Казанков. Он подчеркивает, что такое решение удалось согласовать с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, хотя ряд секретарей выступили резко против. «Произошел явный отказ, отступление от идеологических принципов, фактически отказ от борьбы» и это «влияет на имидж КПРФ», отметил член партии Самир Сафаров. При этом он скептически относится к деятельности врио: «Если в самом начале Евстифеев сказал, что республика находится в предбанкротном состоянии, то сегодня уже никто не скрывает, что республика фактически в банкротном состоянии». Сам господин Евстифеев заверил “Ъ”, что «процедуры банкротства не будут распространены на республику никогда». Он отметил, что коммунисты решили поддержать его кандидатуру после того, как он «проработал пару месяцев»: «Насколько мне известно, таких прецедентов больше не было». «Нам сейчас не надо своего кандидата», потому что «республика в больших долгах» и «мы реалисты», добавляет Казанков-старший.
Сергей Мамаев, который борется за пост губернатора в Кировской области, высказывается резко: «Это предательство интересов коммунистов республики и всего марийского народа». Он считает, что поддержка Александра Евстифеева в интересах бизнеса Казанковых.
Политтехнолог Рустам Абдуллин говорит, что рейтинг КПРФ в Марий Эл «просто обваливается». Те, кто ранее голосовали за КПРФ против Леонида Маркелова, сейчас готовы поддержать господина Евстифеева, а «базовый электорат в полной растерянности», отмечает эксперт: «У них оправдание, что Евстифеев был членом КПСС. Страшная ошибка. Фактически коммунисты снесли себя с политической карты региона». Иван Казанков говорит, что ему «наплевать, что говорят»: «Главное, что народу лучше стало и республика развивается. Мы о выборах говорим, а беда в том, что свинарок уже нет».
Эксперты не исключают, что КПРФ взамен своей поддержки может получить дополнительный мандат в Госсобрании (10 сентября пройдут довыборы в двух округах) или места в правительстве. Александр Евстифеев прислушивается к коммунистам: Юрий Сидыганов стал министром сельского хозяйства и продовольствия Марий Эл по рекомендации коммунистов, говорит Иван Казанков.
«Выборы — это не обязательно взрыв»
За протестный электорат КПРФ борются кандидаты других оппозиционных партий. На первой полосе предвыборной газеты Альберта Федорова размещена статья Владимира Жириновского «Предатели под красным флагом, или Поэма о колбасе». «Если какая-то партия от участия в выборах отказывается, ей просто нечего предложить людям»,— заявляет лидер ЛДПР, вспоминая, что «однажды коммунистические руководители уже продали свою страну — Советский Союз, за колбасу».
ЛДПР также активно критикует «недавно всесильного “герцога” Леонида Маркелова», который раньше сам состоял в рядах либерал-демократов, но в 2007 году вступил в «Единую Россию». Избирателям сообщают, что его аресту «обрадовались не только люди», но и «радостно вздохнул лесной зверь, коровы и козы увеличили надои». Альберт Федоров рассчитывает, что сможет занять на выборах как минимум второе место. Он единственный кандидат, родившийся в республике.
Наталия Глущенко из «Справедливой России» говорит об «очень сложных» взаимоотношениях Леонида Маркелова с партийцами: «Было невозможно (встречаться с избирателями.— “Ъ”). Либо электричества не было, либо полы были покрашены, либо у директора температура была и ключ только у него». При Александре Евстифееве, по ее словам, таких проблем нет, однако «люди за эти годы просто потеряли веру во всех кандидатов».
Кандидат от Партии пенсионеров Валентина Злобина считает, что в начале деятельности господина Маркелова «были хорошие перемены», однако «власть портит человека, и в этом он оказался слаб»: были допущены «серьезные хозяйственные ошибки или чаще всего это были экономические преступления, коррупция». Оппоненты Валентины Злобиной говорят, что она сама член команды Леонида Маркелова — работала заместителем министра населения и труда республики, вице-спикером Госсобрания. Большинство проблем кандидаты связывают с экс-главой. В то же время Наталия Глущенко и Валентина Злобина отметили, что с назначением врио отмененные льготы многодетным матерям и пенсионерам так и не вернули.
Муниципальный фильтр не прошли представитель партии «Зеленые» Николай Семенов и выдвиженец «Гражданской платформы» Андрей Смышляев. Последний заявил, что подписи всем кандидатам собирали чиновники из администрации. Однако ему собрали лишь четверть от необходимого количества, в связи с этим он не доверяет Александру Евстифееву: «Все, что делается, это громкий предвыборный пиар». Господин Смышляев напомнил, что в 2015 году «Леонид Маркелов озвучил, что все пройдут муниципальный фильтр, и свое обещание сдержал». Он хочет инициировать сбор подписей за отзыв нового главы сразу после выборов. Рустам Абдуллин считает, что недопуск независимых кандидатов — «эксцесс исполнителей». «Это кратковременно выставило в невыгодном свете Евстифеева, но мощнейшего репутационного удара по его имиджу не произошло»,— добавил политолог Константин Строкин.
Председатель общественной организации «Марий ушем» Владимир Козлов говорит, что Николай Семенов от «Зеленых» — «единственный кандидат, кто идентифицировал себя как мари» и «то, что он не прошел, парадокс». На конференции коммунистов «Марий ушем» выдвинула своего представителя Григория Петрова-Чоткара, однако он взял самоотвод. Константин Строкин полагает, что «в национальном моменте произошел вакуум». «Кто-то должен занимать нишу национальной оппозиции, а по сути через КПРФ “Марий ушем” поддержала Евстифеева»,— полагает он
Отношения с Леонидом Маркеловым у национального движения Марий Эл были конфликтные. По словам господина Козлова, началось все с заявлений чиновников о том, что «марийский язык должен изучаться факультативно», затем была предпринята попытка ликвидировать национальный театр, а в 2002 году «впервые в истории Марий Эл около тысячи человек вышли на улицу в защиту марийской культуры». «Мы думали, Маркелов поймет… Но пошли побои, устрашения, вплоть до физической расправы. Мы потеряли очень много марийцев. Одни просто уходили из жизни, другие покидали родные края»,— вспоминает Владимир Козлов, который был избит в 2005 году. Европарламент принял резолюцию «О нарушениях прав человека и демократии в Марий Эл», призвав прекратить преследования и обеспечить марийскому и русскому языкам «равное положение повсюду в республике». «Эти 16 лет как для республики, так и для марийского народа были тормозом. Раньше республика развивалась, а сейчас всюду разруха и упадок. Все эти годы село погибало»,— говорит господин Козлов.
С назначением врио ситуация изменилась. «В марте мы планировали провести 100-летие “Марий ушем”, но никто не осмеливался дать нам свой зал,— вспоминает председатель организации.— Но в апреле Маркелов ушел. Посадили человека утром, а к вечеру у нас на столе было письмо, разрешающее провести нам мероприятие». По словам господина Козлова, пока врио главы, с которым была встреча, «особо ничем себя не проявил, кроме как хорошим отношением»: «Нет решений по марийским национальным кадрам». «Когда Александр Александрович приглашает кадры со стороны, я как-то возмущаюсь»,— сказал “Ъ” Владислав Зотин. При Леониде Маркелове, по его словам, «не пускали марийцев на должности, он не уважал марийцев».
Политолог Константин Строкин отметил, что господин Евстифеев участвовал в Пеледыш пайрем (праздник цветов), «надевал национальный колоритный галстук», но «в национальном вопросе пока слова отходят от дела». Александр Евстифеев убеждает, что в республике «не отдается никаких приоритетов одной национальности». При этом он «благодарен жителям республики, что нет провокаторов в теме межнациональных отношений»: «Все солидно, ровно, стабильно».
В республике считают, что уход Леонида Маркелова стал «облегчением». «Народ от него очень устал. Многие его ненавидели. Да он сам ненавидел всех»,— говорит Рустам Абдуллин. «При Маркелове люди руководили, пока мхом не прорастут в кабинетах»,— добавил Константин Строкин. Он отметил, что «Маркелов оторвался от реалий. В его окружении даже удивлялись: заходишь в кабинет, а он стихи пишет».
Никто не сомневается, что Александр Евстифеев победит в первом туре. «Есть запрос на перемены. Кроме того, менталитет у нас такой: Путин поддержал, и мы поддержим»,— говорит Константин Строкин. У Владислава Зотина «большие надежды» на нового главу: «Только надо все делать очень быстро, иначе надежды останутся надеждами». «Для Евстифеева Марий Эл — как неизвестная планета. Мне кажется, он сам удивляется, как у нас тут все хреново»,— отмечает господин Строкин. Рустам Абдуллин добавляет, что есть проблема в том, что Александр Евстифеев хоть и «посланник, избавитель», но «все равно москвич, чужой».
Эксперты прогнозируют низкую явку на выборах — из-за отсутствия реальной конкуренции интерес к выборам у жителей невысокий. «В селе будут рассуждать, что картошка нас точно не подведет, а вот кандидаты могут подвести, уже привыкли»,— говорит господин Строкин. Александр Евстифеев уверен, что явка будет «нисколько не хуже, чем в других субъектах РФ».
На этих выборах Александр Евстифеев включил Казанкова-младшего в свой список кандидатов на пост сенатора. Однако, вероятнее всего, пост в Совете федерации останется за главой международного комитета верхней палаты Константином Косачевым, который также включен в список. «Пусть Сергей поработает депутатом»,— говорит о сыне Казанков-старший.