Размышления о книге Жоржа Вигарелло «Искусство привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней»


Красота человеческого тела завораживает меня, поэтому мне интересны все работы о природе красоты и способах быть красивыми. Среди людей, между которыми я живу, вопросы красоты имеют большое значение. Особенно для девушек, для которых красота есть главное средство успеха в единственно им интересной личной жизни. Жорж Вигарелло ставит задачу проследить за изменениями о представлении о красоте в обществе, где в обыденных словах и поступках проявлялись критерии телесной эстетики, привлекательности и вкуса, и выполняет эту задачу.

Главным критерием красоты у автора служит эстетическое наслаждение наблюдателя за этой красотой, в том числе в зеркале. Я не вижу, что Вигарелло можно здесь возразить. У автора удачно получилось отстраниться от своей личной точки зрения на то, что прекрасно, а что безобразно. Я эту точку зрения так и не распознал. Он перечисляет концепции других людей и сообществ людей разных времён, не отдавая предпочтение не одной.

Труд  богат фактическим материалом, однако этот материал ограничен Италией Эпохи Возрождения, Францией XVII-XIX веков и совокупностью стран Запада в XX-XXI веках. Впрочем, эти государства являлись законодателями мод на большей части земного шара в эти эпохи, так что вряд ли этот факт может опровергнуть авторские выводы. Из исторического небытия восстают рецепты румян XVI века, представления о правильном изгибе женского позвоночника века XIX и эпитеты, которыми награждали голливудских красавиц 30-ых годов XX века. Откуда у людей берётся представление о том, что красиво, а что безобразно? Через книгу красной нитью проходит идея о связи представлений о красоте каждой эпохи с её экономическими и политическими условиями, а также c её философскими воззрениями. В частности, неоплатонизм XVI века обусловил преимущественное внимание к лицу и груди женщины, романтизм начала XIX века привёл к культу мечтательного взгляда, боязнь вырождения цивилизации в XVIII веке привело к повышению привлекательности мышечного тонуса, а выход большинства женщин на работу в XX веке значительно облегчил их наряд.

Представления о красоте в разные времена менялись. Век от века больший круг вещей люди считали прекрасным. Начиналось всё в лица и груди, продолжилось руками и бёдрами и закончилось пока умением распространять радость вокруг (разумеется, это только примерный список – в книге их десятки). Расширение прав и жизненных шансов женщин в обществе привело к изменению идеалов красоты от стыдливости, непорочности и сдержанности к большей свободе движений, более открытому телу, более широкой улыбке. Нет никаких оснований считать, что нынешний канон – окончательный. Разные люди в разные времена считали красивыми людей, не вписывающихся в общепринятые стандарты красоты эпохи. Поэтому автор выделяет господствующую тенденцию в красоте людей определённого времени, но сам сознательно приводит много исключений из этой тенденции.

Автор как описывает изменение канонов красоты в обществе, так и рассуждает о её роли в общественном сознании разных эпох. Век от века люди отводили телесной красоте всё большее значение в своей жизни. Автор выделяет несколько взаимосвязанных тенденций в истории красоты. Здесь и переход от единого идеала красоты эпохи Возрождения к множеству современных типов привлекательности. Здесь и придание свободы и динамичности корпусу век от века. Здесь и открытие взору всё больших частей женского тела. Здесь и разрушение монополии женщин быть красивыми, но одновременно и разрушение связи между красотой и слабостью и подчинённостью человека. Здесь и смена парадигмы “красота – это слабость” на “красота – это сила” – тела и личности. Здесь и исчезновение исключительного права имущих классов на красоту. Здесь и установление прямой связи между красотой и здоровьем, вовсе не очевидной 500 лет назад. Здесь и переход от теории, что красота – это дар свыше, к теории, что каждый человек ответственен за то, насколько он красив. Здесь и многократное увеличение косметики и способов ухода за собой. Здесь и переход от оценки красоты с позиций разума к постижению её чувствами и инстинктами.

Потребность быть красивыми и созерцать красоту у людей никогда не утихала, но в последнее время она приобрела небывалое ранее значение. Разочарование в политике, религии и морали сделало красоту центром мира современного человека. При всём обилии средств достижения красоты современные люди как никогда ранее не удовлетворены тем, что они некрасивы, а быть некрасивым стало жизненной катастрофой. Но возможно ли разочарование в красоте? Сомневаюсь. Ведь в основе стремления быть красивыми лежит половой инстинкт – неотъемлемое стремление всего живого, в том числе людей. 

И от него не убежать.