На днях сестра вернулась из Москвы, куда ездила с целью показать достопримечательности Насте, внучке-пятикласснице. В столице её поразили неустроенность (всё перекопано, включая Красную площадь), баснословные цены и беспрецедентные меры безопасности. Когда внучка пыталась пройти очередной пункт досмотра, забыв о своей детской сумочке, раздался истошный вопль сотрудника поста охраны: "Я сказал: "Выкладывать все сумки!", напугавший Настю до слёз. По ощущениям сестры, "каждый пятый встречный был полицейским". Пусть преувеличение, но количество служителей правопорядка здесь действительно велико. Тем удивительнее, что на Большом Москворецком мосту у Кремля, где полтора года назад был убит политик Борис Немцов, неустановленный преступник напал на Ивана Скрипниченко - молодого волонтёра, охранявшего мемориал Немцова. Вчера избитый парень скончался в больнице.
Причиной смерти следственные органы называют кардиомиопатию, но вряд ли можно отрицать, что летальный исход от этого тяжёлого заболевания был спровоцирован побоями. Соратница Ивана Тамара Луговых рассказала, что напавшим был какой-то очень агрессивный амбал, который с криками "Так ты Путина не любишь?" сломал ему нос. "Когда я Ваню увидела сегодня, то была в шоке - страшные гематомы под глазами, отек, кровавые ссадины". Несмотря на обилие камер вокруг моста, установить личность нападавшего по горячим следам не удалось.
Под разговоры о возрождении духовности, укреплении национального единства, патриотизме как единственной идеологии в России с угрожающей регулярностью стали происходить дикие случаи человеконенавистничества. С хладнокровной жестокостью одни, доказывая свою правоту, бьют и убивают других. Мотивы разные. От хулиганских побуждений до религиозных "актов возмездия".
В нынешнем августе, когда на нашем ТВ денно и нощно разделяли скорбь с жертвами теракта в Барселоне, страшное потрясение испытал Сургут, где юноша-исламист нанёс ножевые ранения восьмерым прохожим. В Хабаровске в уличной драке убит чемпион мира по пауэрлифтингу Драчев. Сцены мордобития становятся топ-новостями в социальных сетях.
Но особую тревогу вызывает факт, что общественная атмосфера пропитана агрессией в отношении оппозиционеров, смеющих аргументированно выступать против действующей власти. На протяжении длительного времени мы наблюдали, как сторонники правящей силы "мягко" расправлялись над неугодными: то срубали им на плахах бумажные головы, то обливали мочой, то плескали "зеленкой" в лицо под весёлые рукоплескания масс. Только доводы уничижаемого противника - стагнирующая экономика, инфляция, коррупция, социальная несправедливость, свёртывание политических свобод - мочой и "зелёнкой" не залить. Это реальность.
На такие доводы надо отвечать либо масштабной ротацией управленческих команд, глубокими преобразованиями, новыми подходами, либо, если этого власти делать не могут или не хотят, дискредитацией оппонентов. Мол, куплены западными спецслужбами, иностранные агенты, продавшиеся за сребренники иуды, пятая колонна и т.п. Обыватель, не слишком погружённый в суть политических баталий, с присущим каждому человеку чувством любви к родной стране, естественно, встаёт на сторону тех, кто вещает о других, как врагах, попирающих национальные интересы.
В интернете вспомнили историю гибели Николая Баумана: "После убийства не прошло и часа, как в полицейский участок явился человек, заявивший, что это он "тюкнул смутьяна на Покровке". Убийцей оказался фабричный надзиратель мужских спален Михалин, который объяснил свой поступок тем, что его возмутила надпись на флаге и то, что человек в пролетке все время кричал: "Долой царя!". - Как же так? - горячился Михалин в участке. - Долой царя?! Я ему верой и правдой пять лет служил и присяге верен остался! Выяснилось, что служил Михалин в конногвардейском полку и убеждений был твердо-монархических: смутьянов-революционеров ненавидел, считая, что от них все беды в России".
...В год столетия революции неплохо бы подучить историю того периода. В советской литературе о нём писали: "Народ прозрел". Мало никому не показалось. Неужели никакие уроки, что вместо нарастающего вала насилия лучше договариваться и идти на компромиссы, у нас так и не будут усвоены?