Мы не раз слышали такую фразу, что мол Воронеж- большая деревня. Если задуматься, то по некоторым признакам Воронеж действительно сложно назвать городом. Вот например, почему:
Город- это производная от слова ограда, у него есть более-менее четкие границы. Вы знаете, где границы Воронежа? Я уверен, что большинство из вас не начертит правильно и половины границ. На севере район сити-парка Град- это область, но все леса в междуречье Усманки и Воронежа- городская черта, на востоке- Сомово- это город, Шуберское- уже область, при этом Красноленсный, Усадьба заповедника и поселок Водокачка- это снова город. Строящиеся многоэтажные кварталы в Отрадном- это область, дачные кооперативы в районе о.п. 604 км- город. На западе, левый берег дона в районе пос. 1 мая- это областные земли, при этом за Доном, пос. Подпольный- это снова территория Воронежа. Границы города неоднозначны и неочевидны.
В городе, в отличие от села, должна быть городская инфраструктура. Как минимум школа и детский сад в пешей доступности, поликлиника в микрорайоне, магазины. В Воронеже есть многотысячные районы, где этих благ нет. Кто-то скажет- а зачем мне школа, если дети выросли, поликлиника, когда я не болею, а если простудился, то лекарства выпишет двоюродная тётя-врач? Но для меня ответ очевиден.
Возьмём район Ломоносова- полсотни высотных домов, население более 10 000 человек. Школы нет. Вам она и не нужна, если нет школьников в семье- однако утром, тысяча школьников в одно и то же время выходит из дома. Старшеклассники штурмуют автобусы, тех кто помладше, мамы-домохозяйки, или работающие сменным графиком везут в школу на авто. Гигантский трафик, давка в автобусах и на остановках, которого можно было бы избежать, если бы за 20 лет существования района здесь построили бы школу.
И район Ломоносова не уникален- есть район больницы «Электроника», Дубрава, где школу наконец построили, но она переполнена, Боровое и другие.
Ещё одна отличительная особенность города и деревни- это дороги. Вы скажете- но в Воронеже есть дороги хоть и не везде. Так и в деревне есть дороги- трасса из города и асфальт на центральной улице. Отличие в том, что в городе твердое покрытие на дороге должно быть повсеместно. Город может состоять даже из частного сектора, если этот частный сектор благоустроен. В Воронеже есть сотни улиц с грунтовым покрытием, среди них целый проспект- Рабочий. Даже в псевдоблагоустроенном Северном есть грунтовые межквартальные проезды, не говоря уж о более старых районах. Да и на некоторых центральных улицах, несмотря на регулярный ремонт, качество покрытия оставляет желать лучшего.
Как я уже сказал- частный сектор в городе- это нормально, при соблюдении некоторых условий. Помимо дорог- это минимальные коммунальные блага в виде газового отопления, водопровода и канализации. В самом центре Воронежа до сих пор есть улицы, лишенные этих простейших благ.
В селе леса, поля и огороды идут вперемешку с жилыми домами, город же- сложная конструкция и он должен быть районирован. Гигантский жилой дом выглядит инородным на теле частного сектора, жилому кварталу также не место в окружении промзон. У города, в отличие от деревни есть план застройки и развития. У Воронежа этого плана нет.
Ещё один важный аспект- город, в отличие от села связан между собой. Дорогами, мостами, виадуками, общественным транспортом. Воронеж неплохо связан с Москвой- практически ежечасно ходят автобусы, есть разные виды поездов, регулярное авиасообщение со всеми тремя столичными аэропортами, однако внутри себя наш город разорван. Разорван Водохранилищем на 2 берега, каждый из берегов разрезан железной дорогой. Авиазавод не связан с Ваями, главный вокзал не имеет прямой дороги в густонаселённый Северный район. Но самое ужасное- у нас нет нормального общественного транспорта. Основные маршруты укомплектованы Пазиками- автобусами, разработанными для сельской местности. Но и эти Пазики ходят нерегулярно- в непиковое время большие интервалы, после 21 часа движение по многим направлениям прекращается. Плюсом ко всему у нас нет понятной маршрутной сети. Даже старожилы не знают как из своего района добраться в соседний на общественном транспорте. Резюмируя транспортную проблему, скажу, что Воронеж является крупнейшим городом в Европе, не имеющим рельсового общественноо транспорта, кроме того, скоро мы можем стать и крупнейшим городом Европы без какого-либо электротранспорта.
Я Родился в Воронеже, прожил здесь большую часть своей жизни, и в ближайшее время не планирую отсюда уезжать. Но для того, чтобы Воронеж стал успешным городом, ему в первую очередь надо стать просто- Городом.