Диакон Андрей Кураев. Фото В. Ильина.

В условиях, когда РПЦ превратилась в ведущий социальный институт российского консерватизма, ориентируясь в основном на реалии XIX в., дьяк Кураев пытается адаптировать православие к жизни и сознанию образованных людей XXI в. По такому пути давно пошли и католицизм, и лютеранство, и ряд иных протестантских конфессий. В то время, когда как церковь говорит с верующими на языке загадочных ритуалов, он стремится внести в православный дискурс логику рационализма. Однако тут возникает риск, который он осознает и формулирует как прогноз: православная теология в будущем превратится в философию. Но что это значит для религии? Он сам говорит, что церковь говорит от имени Бога, а философ - от себя. Это перспектива превращения теологии, которую можно принять, лишь на основе принципа "верю, потому что абсурдно", в религиозную философию. Для последней церковь с ее ритуалами совершенно не нужна. Собор - не место для философствования. Логичный, но опасный для РПЦ прогноз.

Кураев - отличный оратор. Его интересно слушать не только верующему, но и атеисту, ибо он подаёт православие в первую очередь как феномен культуры. Чтобы так интересоваться им, совсем не обязательно верит в бога. Однако этот подход для верующего, не перегруженного философскими размышлениями, опасен. Ритуалы и нормы, рассмотренные как продукты исторического развития, теряют свою сакральную магию. Остаются только догматы, опирающиеся на библейский текст. Однако ум, испорченый аналитическими привычками, может продолжить работу в этом режиме и при чтении священных текстов. Кураев критически относится к суждениям отцов церкви и святых, которые действовали и говорили в духе своего времени, ориентируясь на культурный уровень своей аудитории. При таком подходе многие нормы и ритуалы РПЦ он рассматривает как исторически обусловленные продукты культуры, а не божественные предписания. В этом он мне сильно напоминает протестантов.

С этой позиции он рассматривает и место женщины в церкви. Он искал и не нашёл в священных текстах запрета на исполнение женщиной роли священника. Это просто была дать культурной традиции древнего мира. Христиане ее приняли, чтобы не спорить по мелочам. Это же касается и многих других гендерных норм православия.

Аудитория в Доме книги была большая и активная. Однако вопросы в основном уходили в строну от темы презентации. Один вопрос особенно впечатлил:

- Случайно ли совпадение корней в словах "ожидание" и "жид"?

Хотелось плакать от умиления. Это, видимо, та гуща православных, которые регулярно вторгаются в современную жизнь, выходя из глубин архаики. И РПЦ приходится лавировать, чтобы не отпугнуть и без того, не очень многочисленных активных верующих.

Оригинал