Сталинские репрессии, порою принимавшие форму массового террора против своего народа, система концлагерей - это позор нашей страны, который подрывает усилия конструировать образ великой и славной державы при опоре на историю. У англичан есть поговорка: «У каждого – свой скелет в шкафу, который имеет скверную привычку вываливаться в самый неподходящий момент» (поговорка существует во множестве вариантов). Суть ее в том, что у людей есть постыдный момент в биографии. И не только у отдельных индивидов, но и у целых народов.
И что с ним делать? Публично покаяться? Замолчать и постараться, чтобы все о нем забыли, если знали, а если не знали, то и не заинтересовались бы этим. В нашей стране таким скелетом в шкафу являются сталинские репрессии. Германский аналог такого скелета - нацизм, американский - рабство и расовая дискриминация. В годы холодной войны, Запад извлек этот скелет из шкафа и активно использовал его для подрыва легитимности советской системы). Ответная реакция системы - полное молчание (в сталинский период) или признание "отдельных отступлений от ленинских норм и социалистической законности" (при Брежневе).
А что делать сейчас? С одной стороны, внедрение этой темы в историческую память народа формирует в ней комплекс стыда (хотя мы это и не делали, но это было у нас), что никак не усиливает гордость за свою Родину. С другой стороны, замалчивающий автоматически превращается в защитника палачей. Современные власти и население до сих пор не имеют единой точки зрения.
Как показал опрос ВЦИОМ (Пресс-выпуск 5.07.2017), 72% россиян, слышавших о сталинских репрессиях, считают необходимым как можно больше рассказывать о жертвах карательной машины сталинской эпохи подрастающему поколению, дабы подобное никогда не повторилось. Напротив, 22% считают, что подобные разговоры должны быть сведены к минимуму, как негативно сказывающиеся на имидже страны.
Примечательно, что аудитория "Эха Москвы"(5.07.2017), обычно сильно отличающаяся от общероссийской выборки своим либерализмом, показала схожее, хотя и заметно не такое же, отношение к проблеме: да - 92%, нет - 8%.