На днях в Кеми задержали гастарбайтеров. Задержали, надо сказать, с помпой. По законам жанра. Со всей полагающейся атрибутикой. Отряд СОБРа, боевое оружие, суровые лица служителей закона, деловой и динамичный комментарий представительницы пресс-службы силового ведомства.
Нет, мигранты не были участниками наркокартеля. Не похищали детей. И даже не пытались перейти границу в неположенном месте. Они просто хотели обменять водительские права международного образца на российские. В соответствии с новыми требованиями отечественного законодательства. И якобы предложили за это взятку стражу дорожного порядка.
Поймите, я очень хочу доверять родной милиции. Чувствовать себя в безопасности и комфорте, под надёжной защитой и рачительной опекой государства. Большого, как деревья в детстве, и сильного, как папа. Тоже в детстве. Знать, что все злодеи обязательно будут наказаны, негодяи пойманы, а пакостники отправлены за решетку. Но голос разума неумолим. Словно пресловутая травинка, он пробивается сквозь толщу желанного спокойствия, благолепной и слепой наивности.
И задает один простой вопрос: неужели водителям понадобилось идти на столь неоправданный риск ради замены прав? Не проще ли было пройти, в общем-то, простую процедуру по замене водительского удостоверения? Водителям, заметьте, опытным, которым не составило бы труда подтвердить навыки вождения и сдать теоретический экзамен.
Но допустим, гастарбайтеры были столь темны, дремучи и непривыкши к российским порядкам, что решили поступить так, как поступают у себя на родине. То есть дать взятку начальнику. Но стоит ли в таком случае делать из незадачливых взяточников злостных преступников? Наказывать по всей строгости закона? Обвинять в подрыве отечественного правопорядка?
На этот счёт есть одна история. Как-то раз к Чехову пришёл товарищ прокурора. Стоит, разглагольствует. Закон то, порядок сё. Наконец, разговор зашёл о рассказе «Злоумышленник». Классе в шестом все проходили. Так вот. Представитель закона, признавая за главным героем отсутствие злого умысла и всякого разумения, вынес вердикт в пользу его однозначной виновности. Разумеется, в интересах общества. Разумеется, из соображений законности и порядка
Такой вот парадокс. Полная невинность и неоспоримая виновность в одном лице.
Антон Павлович, напомню, был всецело на стороне «злоумышленника». И оправдал бы, с его собственных слов, несчастного.
Но дело не только в этом. Дело ещё и в другом. Выражаясь языком науки, в рациональном распределении усилий и оптимальном расходовании бюджетных средств.
Поясню.
У нас, что, не осталось против кого спецоперации проводить? Все мафиози устранены, мошенники задержаны, а коррупционеры опомнились и перестали творить свои тёмные дела? Хотя Бог с ними, с коррупционерами. Их сажают избирательно – это я ещё понять могу. Так работает система. Но преступники-то, настоящие преступники? Разве не стоит в деле борьбы с преступностью руководствоваться здравым смыслом и трезвым расчётом? Ловить в первую очередь опасных и дерзких нарушителей закона. Тех, кто представляет наибольшую угрозу обществу. Тех, чьи действия способны нанести ему самый значительный урон. А уж потом, когда в общем и целом наступит порядок, заняться, так сказать, устранением отдельных недостатков.
Но нет же. Лучше разработать спецоперацию – вернее, разыграть комедию – по поимке несчастных мигрантов. Обманываться самим и обманывать окружающих.
И это, я вам скажу, еще не самый плохой вариант. Хуже, если наши горемыки стали разменной монетой в разборках местных перевозчиков. Пали при невыясненных обстоятельствах дележа кемского рынка автотранспортных услуг. А должностные лица просто помогли устранить – или приструнить? – конкурентов. Схема, как известно, отработанная.
Впрочем, как говорит один знакомый из органов, не лезь не в своё дело. И перестань считать чужие деньги.