В Йошкар-Оле на каждом шагу встречаешь яркие следы деятельности уже бывшего губернатора Леонида Маркелова, превратившего заштатный советский город в региональную достопримечательность. Однако в современной России губернаторы быстро вливаются в ряды т.н. "прекариата" - класса людей с очень неустойчивым и непредсказуемым социальным положением. Современный губернатор, сидя в кресле, которое не так давно смахивало на кресло средневекового феодала, может с чистой совестью выгравировать на стене мудрость: "От сумы и тюрьмы не зарекайся".
Памятник первого царскому воеводе города на реке Кокшаге. 2017 г. Фото В. Ильина.
Леонид Маркелов долгие годы был в центре пересудов. Многие подозревали, что у него, как и любого губернатора, руки не могут быть чистыми, однако конкретные доказательства копились где-то в недрах правоохранительной системы.
Весной 2017 г. он оказался в камере. В СМИ сразу выплеснулся внушительный компромат. Если ему верить, то многие годы, создавалась империя Маркеловых, в теневом центре контрой был сам губернатор (см. например статью из Life).
Однако местные жители, с которыми мне удалось пообщаться в Йошкар-Оле, как-то не решались пересказывать "просочившиеся" в СМИ данные о коррупции. Рассказ обычно сопровождался маркером типа "может быть". Однако рефреном всегда шел комментарий без колеблющейся интонации о том, что Маркелов кому-то на самом верху перешел дорогу. Иначе говоря, доверие правоохранителям столь низкое, что всерьез повторять идущие от них обвинения серьезные люди не рискуют. Трудно поверить, что органы просто бескорыстно борются с коррупцией. Если взяли, то не потому, что преступник, а потому, что кому-то помешал, перейдя дорогу более сильным людям. Был бы человек, а обвинение придет, как рифма поэту.
Такие настроения симптом очень серьезного заболевания правосознания, в котором отсутствует представление о том, что система правосудия реально служит делу справедливости.