Господа и товарищи, благодарю всех, кто так рьяно высказывался под моим прошлым постом! Своими комментариями вы благословили меня на дальнейшие подвиги. И вот я снова здесь, продолжаю размышлять на тему нашего высшего образования и о том, и как эта отрасль в нашем регионе стала настоящим Клондайком для всех тех, кто поклоняется золотому тельцу. В этот раз речь пойдет о ПГТУ.
Я не агент, агент не я
Для начала сразу расставлю все точки над «и» - тот факт, что я начал с МарГУ ни в коем случае не указывает ни на мою личную неприязнь к сему достойному заведению, ни на то, что я тайный агент влияния ПГТУ. Нет, я, действительно, совершенно независимый (насколько это возможно для человека с гражданской позицией) блогер, который в один прекрасный день заметил, что в городе стало очень много иностранных студентов, которые, увы, даже не владеют русским языком. Притом, это произошло именно в тот момент, когда МарГУ начал активную компанию по привлечению иностранцев в свои стены. Я знал, что ПГТУ ввел такую практику гораздо раньше, но при этом забугорные студенты политеха владели и владеют языком на порядок лучше, нежели МарГУшные. Именно этот факт и стал причиной моего столь пристального внимания нашему опорному вузу, что, в итоге, и вылилось в пост. И, как показало мини-расследование, мои самые неприятные опасения оказались правдой. Привлечение иностранных студентов в этом вузе было поставлено на поток, и стало одним из главных источников дохода МарГУ. Притом, как я уже писал, небольшая сумма позволяла попасть в стены этого учебного заведения даже тем, кто, в принципе, по уровню владения русским языком, и, в общем, по уровню образования не мог сдать вступительные экзамены.
Здесь деньги тоже любят
Увы, в ПГТУ тоже немало своих скелетов в шкафу. Правда, в отличие от МарГУ, в котором резкая смена руководства и, в дальнейшем, весьма специфическая политика «новой метлы» по отношению как к студентам, так и к преподавательскому составу, стала причиной того, что очень много «тайного» стало достоянием общества, Волгатех бережно хранит свои тайны за семью печатями. И докопаться до его кладбища скелетов оказалось на порядок сложнее. Но, ищите, да обрящете.
Начнем с тех же самых пресловутых иностранных студентов. Для начала любопытный факт. Согласно исследованию «Академическая мобильность иностранных студентов в России» Высшей школы экономики, совокупная численность иностранцев в вузах РФ на начало прошлого академического года составляла 237,53 тыс. человек – 5% от общего числа российских студентов. Большая часть иностранных студентов – прибывшие из бывших республик СССР: Казахстан (36%), Узбекистан (11%), Украина (11%), Туркменистан (9%), Белоруссия (8%). Много студентов приезжают из Азии, причем половина из Китая, а также из Северной Африки и с Ближнего Востока. Обучение иностранцев является дополнительным источником финансирования для российской системы высшего образования – 69% прибывших учатся платно. Согласно комментарию Ильгиза под моим постом, (https://7x7-journal.com/post/95695), в ПГТУ почти половина бюджетных мест, оплачиваемых государством, отдана иностранным студентам, которые получают образование за наш с вами счет (МарГУ - 3%, ПГТУ - 40%.). А доля иностранных студентов, обучающихся за счет бюджета РФ у МарГУ -10%, а у ПГТУ- 90%. Я, честно, не знаю, откуда уважаемый комментатор взял эти цифры, но по моим данным в ПГТУ учатся 785 иностранцев, и лишь 30% из них грызут гранит науки на бюджетной основе, остальные платно. Платят ли студенты –иностранцы дополнительные деньги за право поступить в столь престижный вуз без проволочек, как это принято в МарГУ, я, увы, так и не смог выяснить, зато другие скелеты все-таки вывалились из шкафа этого вуза.
Трайболизм в Волгатехе
ПГТУ уже давно стал очень закрытым вузом. Это некое государство в государстве со своими законами, правилами и серыми кардиналами, которые давно поделили все самые хлебные кормушки и очень тщательно охраняют границы своих владений. Возьмем, к примеру, научную работу. Любые исследования, особенно в лаборатории, ведутся комплексно, коллективом, где каждый делает свое дело. По итогу работы выходят совместные публикации, и вот тут-то и открывается огромный простор для множества вариантов махинаций. Если ты наделен властью, то грех не использовать труд так называемых научных рабов, воспользоваться их наработками, написать на их базе научную работу и присвоить все лавры себе. Есть и примеры подобного околонаучного безобразия. В стенах ПГТУ очень развита клановость. Некоторые семьи давно залезли в верхушку Волгатеха и активно пользуются своим статусом во благо себя любимых. Возьмем к примеру клан Ивановых. Старший среди них Владимир Викторович- профессор, маститый ученый, он очень постарался, чтобы его сын Дмитрий Владимирович добился немалых успехов как в научной деятельности, так и неплохо поднялся по карьерной лестнице в ПГТУ. В итоге, сейчас Дмитрий Иванов доктор физико- математических наук и проректор по научной части серьезного учебного заведения. И все бы ничего, если бы сын всего этого добился сам. Ан нет, главные его научные работы были полностью основаны на работе одного выдающегося физика-теоретика, который одно время работал в ПГТУ. А когда тот выразил свое недовольство, его вынудили уйти сначала с кафедры, а потом и совсем из ВУЗа. И притом, господа Ивановы и подобные им не считают свои действия чем-то противозаконным. Это обычная практика в крупных ВУЗах - использовать научные наработки своих подчиненных: ты, мол, с нами делишься, а мы, по мере сил, помогаем тебе держаться на плаву, используя наш административный ресурс. Так работают почти все и везде, ну а если кто-то пытается взбрыкнуть, что же, этого «неблагодарного» ждет всеобщее порицание. Трайболизм в Волгатехе дошел до такого абсурда, что даже младшая Иванова, только поступив на 1 курс МарГТУ, уже является соавтором научных публикаций вполне серьезного уровня. Может она гений или же опять семья старается? И это лишь единичный пример, который, надеюсь, помог понять вам ту систему клановости, что действует в Волгатехе.
Скелетов еще много
На самом деле все это лишь верхушка айсберга, и скелетов в шкафу у руководителей наших вузов превеликое множество. И ладно бы они совмещали защиту личных интересов с качественным выполнением основной работы. Но, увы, уровень образования наших студентов неуклонно падает, как, впрочем, и процент трудоустройства по специальности. Студенты, окончившие ВУЗы по действительно востребованным и нужным для региона специальностям, все чаще не проходят образовательный ценз при трудоустройстве по профессии и пополняют армию офисного планктона. Грустно.