Банальный вопрос «Как дела?» может расколоть людей на две равнозначные статистические категории. И, надо сказать, что одинаково бесят как люди «У меня все отлично», так и эти анекдотичные «Все плохо». 

Первые никогда не рассказывают, как же им хорошо. Будто держат в секрете свое счастливое существование. Зато лайфхак о том, как жить хреново, не нужен никому, ибо он известен всем и каждому. Здоровье ни к черту, родня судится из-за бабушкиного наследства, начальник называет тупорылым животным, дети сидят на шее и не хотят работать, путинвор, навальный–провокатор, в магазине все так дорого, воду горячую до сих пор не включили. 

Если начать жаловаться, то повод всегда будет под рукой – ибо люди делятся секретами своего несчастья, как бесценным знанием, передающимся из поколения в поколение. Зато секрет счастья – это нечто таинственное, о чем не треплются на перекрестках. Не было такого в моей жизни, чтобы я встретила знакомого и на вопрос «Как дела?» ответила: «Я очень счастлива. Утром час молчу. Пью кофе. Смотрю на перекресток. Глажу котов. Потом пишу. Потом звоню друзьям. Потом делаю интересные городские дела. Потом смотрю сериалы с детьми». Ну что в этом интересного. Звучит все довольно буднично и скучно. Но так спокойно. Так просто и естественно, что я понимаю, мое счастье такое. Молчаливое, с горьким привкусом кофе, пыльным ветром в гриву, шерстью на одежде, детским смехом в ухо. Это моя партитура. Это мой секрет. Назвать ли его секретом? Даже если я его выболтаю на перекрестке, воспользуется ли кто его формулой? У одного аллергия на шерсть, другой не умеет молчать, третий не переносит кофе. Мой лайфхак не будет работать на осчастливливание другой белковой формы жизни. Мое счастье добыто опытным путем. Оно включает состояние умиротворения только во мне. Других кофе штырит, коты бесят, дети злят, пыль скрипит на зубах. А мне хорошо. Я настраиваю свой день, как пианино. И весь день во мне звучит музыка, не сложная какая-нибудь симфоническая, а простая нехитрая мелодия, навевающая спокуху и гармонию.

Вокруг меня есть десятки профессиональных нытиков. За годы общения с ними я знаю наперечет все их проблемы. Нога болит и болит, коллеги завидуют и плетут козни, ставку сократили, в стоматологии за зуб взяли вдвое больше, в магазине обхамили, лето будет или нет? Будто человек выпустил в юности свой сольный диск, да так его и играет на всех вечеринках. Я знаю каждую песню, каждый проигрыш, гитарный запил и басовую партию. Все слова автоматически всплывают, как только звучит первый аккорд. Человек одной песни. Одной унылой заигранной мелодии и затасканных слов. Нытье как визитная карточка человека. Завидишь издалека знакомого нытика и в голове молнией проносится «Нога. Коллеги. Зарплата. Лето». Предсказуем и скучен. Наверное, встречая меня, люди тоже издалека пришпиливают мне этикетку «Кофе. Коты. Литература. Балкон. Вечное похудение. Дура».

Нытье – наш национальный вид спорта. Не поноешь – не продвинешься дальше. Сегодня про здоровье и погоду поныл, можно дальше жить. Вроде полегчало. 

У меня была коллега Танюша, очень хорошая девушка, но ныть любила, как дышать. Идет по коридору, флиртует с мужиками – ноет, на обед выскочит, жует салат – ноет с переполненным ртом, вернется на планерку, сидит ноет, заполняет воздушное пространство страны своим комариным зудом, своим тихим северным нытьем. Я с ней пыталась бороться своим резким «хренлитыноешь», на что Танюша, улыбаясь, отвечала: «Не мешай. У меня такой ритуал. Чтобы у меня все распогодилось, мне надо слегка поныть. Я поною, как все плохо - и у меня сразу все налаживается». Если это такой офисный плач для привлечения денег – это я приму как тренд и заткнусь со своим ненытьем как философией ненасилия. Но ведь есть люди, для которых нытье – это естественное состояние души. И я, как человек, почти постигший дзен в умении ладить с собой, задаюсь вопросом: «А может они таким способом достигают гармонии с собой? Может это их дзен и внутренний покой?». Ведь кто-то релаксирует под Рамштайн и Black metal, а кому и пенье птиц на фоне журчания водопада не снимет внутренних зажимов.

Может не надо никого воспитывать и втягивать с вой счастливый дзен-буддизм. Человек счастлив в своем плохо. Человек кайфует оттого, что раз в полгода у него есть тот, на кого можно повесить все свои неудачи. А я столкнулась и с таким примером и была удивлена, какая текучка кадров внутри этого человека. Постоянно нужен громоотвод, кто-то, кто все запорол, кто хуже всех и неразвитей, отсталей и непрофессиональней. Я этим забавлялась, пока сама не поступила на должность худшего человека в мире. И задним числом узнала, что все мои старания и попытки помочь оказались худшими деяниями, сравнимыми с послужным списком черта.

Ну ок. Пусть эти миры «у меня все хорошо» и «все плохо» живут в параллельных вселенных и дают жить друг другу в своем формате – без осуждения, без вешания всех собак, без предъяв. 

На мой взгляд, высший пилотаж – признать другую модель поведения, другую форму жизни равноправной, как гомосексуальную природу, как национальность, как религиозные чувства. Но, с другой стороны, национальность ты не поменяешь, как и ориентацию, а вот работать над собой можно бесконечно. Но надо ли? И мое ли это дело.

Оригинал