Национальный праздник типа нашего Дня России везде в мире используется как мощный инструмент патриотического воспитания молодежи. В этот день через организацию массовых шоу молодежь получает возможность почувствовать себя частью нации.

Однако 12 июня 2017 г. российские власти в Москве и Питере апробировали новую методику патриотического воспитания, организовав шоу в духе известной песни "Мент прав!" Стоявший рядом со мной подросток, глядя на то, как мимо нас таскают пацанов и девчонок, грустно произнес: "Во праздник организовали!"


12 июня 2017 г. на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Фото В. Ильина.

Такое скопление молодежи я видел только на "Алых парусах". Даже в период массовой демократической эйфории на рубеже 1980-90-х гг. молодежь скептически смотрела на энтузиазм своих родителей. В дальнейшем я видел лишь небольшие группки молодежи, добровольно участвовавшие в политических акциях (шоу "Наших" и "Молодой гвардии" - особая история административной мобилизации). В основном это были "лимоновцы". И вот площадь оказалась заполненной совершенно благополучной по виду молодежью с российскими флагами, явно сочувствующей не ОМОНу, а тем, кого стражи порядка волокли в автозаки. Оппозиционность имеет шанс превратиться в моду.

И власть взялась за перевоспитание молодежи, ответив массовыми задержаниями без попыток разобраться в таких мелочах, как наличие личной вины. Они реально хотели так воспитать патриотов? Скорее всего, была идея, что такими задержаниями можно напугать молодежь, отбив охоту слушать оппозиционеров. Наивность? Или сознательное воспитание пополнения оппозиции? Ребята, прошедшие задержания, вернулись домой и в школы как герои. Кто был ничем, стал значимой личностью. Раздражение взяточниками дополнилось вполне определенным негативным отношением к стражам порядка. И никакие массированные акты воспитания уважения к ним через отечественные сериалы не компенсирует опыта пребывания в камере и общения с реальным, а не киношными полицейскими. Кроме того, молодежь все меньше смотрит телевидение и все больше сети, где из первых рук узнает от своих сверстников об опыте общения с властью.

Именно так в начале ХХ в. не менее наивные царские жандармы пропускали вольнудумцев из числа гимназистов и студентов через свои камеры, превращая их в героев-революционеров. Те же грабли? Или кто-то во власти сознательно занимается перековкой свободомыслящей молодежи в реальных экстремистов? 

Сталин, прошедший такую школу, видимо, понял, что она является ловушкой для режима. И в его арсенал входили уже реальные меры, способные уничтожить одних потенциальных противников и напугать других: расстрелы, сроки от 10 и выше. Демократические режимы идут иным путем к той же цели стабилизации: разрешая мирные формы протеста, они его превращают в банальность, которая не дает шансов на превращение активистов ни в героев, ни в жертв.



















Оригинал