Желание съездить в Великий Устюг возникло у меня, когда я готовился к экскурсии по Сыктывкару, посвященную Питириму Сорокину. В Великом Устюге родился его отец Александр, и здесь батя нашего знаменитого земляка выучился на «золотых, серебряных и чеканных дел мастера», передав свое мастерство сыновьям. Именно в этом городе Питирим Александрович написал свое отречение, заявив, что отказывается от политической борьбы и посвятит себя науке. И здесь же он томился в чекистских застенках в ожидании расстрела. Спасла его жизнь статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина».
К идее прокатиться до Великого Устюга и обратно моя жена Галя и дочь Марина отнеслись с энтузиазмом. В отличие от меня, они обе побывали в этом городе, только в зимнее время. Галя летала туда в 1990 году в командировку с сыктывкарскими архитекторами, а Марину мы по путёвке отправляли в Вотчину Деда Мороза. Теперь им хотело посмотреть: как Великий Устюг выглядит летом.
Из Интернета я выяснил, что добраться из Сыктывкара до Великого Устюга можно за 6 часов, преодолев 404 км. Помня о своем патологическом топографическом кретинизме, который не смогли исправить велокруизы по европейским дорогам, я обзавёлся семидюймовым навигатором с новенькими навителовскими картами. Набрал нужные точки, и навигатор выстроил мне маршрут в 951 км и почему-то через Киров. В общем, оставалось два выхода: либо ехать по навигатору, либо плюнуть на него и двигаться по интернетной карте, сверяясь с навигатором в смартфоне.
Оба варианта меня не устраивали. Дорога через Киров и обратно заняла бы четыре дня, а у Марины было только два дня выходных (Галя пребывала в отпуске). А плевать на новенький навигатор не хотелось, поскольку я заплатил за него немаленькие деньги. Но, покопавшись в его настройках, я обнаружил пункт «Избегать грунтовых дорог». Стоили мне эту опцию отключить, как маршрут мигом изменился и составил 403 км. В общем, это означало, что будут встречаться грунтовые дороги, но это нас не смущали – на нашей «Шевроле Ниве» мы чувствовали себя, как на танке.
В середине пути начался проливной дождь, и тут я обрадовался, что у нас есть крыша над головой, чего не было во время велосипедных европрогулок - ни одна из них ведь не обходилась без дождя. Смущала только предсказанная навигатором грунтовая дорога – при таких осадках мы рисковали вляпаться в грязь и прибыть в Великий Устюг в весьма неприглядном виде.
Однако грунтовка так и не попалась. Да и вообще, большая часть пути шла по вполне приличным дорогам. Вот разве что в Архангельской области на многих участках оказывались ямы и выбоины, из-за чего пришлось снижать скорость, тем более под ливнем.
Но когда мы въехали в Великий Устюг, хляби небесные снова «сверзлись», выглянуло солнышко, и настроение было прекрасным. Поселившись в недорогой гостинице, мы сразу же отправились на прогулку.
Первое впечатление от города: вот он – Арбатов из «Золотого телёнка». Тихий, патриархальный. Помнится председатель горисполкома Арбатова заявил Остапу Бендеру, принявшему облик сына лейтенанта Шмидта, что церкви у них замечательные. Так вот, в Великом Устюге церкви действительно замечательные.
Правда, как-то со всей этой патриархальностью не вяжутся… нет, не люди в современных одеяниях и даже не автомобильные иномарки, а некие остаточные признаки советской власти. Вот, например, центральная улица здесь гордо именуется Советский проспект. Но на проспект не тянет и выглядит убого.
Плохо стыкуется церковь Николы Гостунского с вождем мирового пролетариата.
Еще более нелепо и ужасно выглядит памятник Кирову, возле которого возводится коттедж.
А вот монумент знаменитому путешественнику Семену Дежневу в Великом Устюге вполне уместен. Тем более, что он родился в этом городе.
Но с ним одна беда: его голову облюбовали чайки. Сколько бы раз мы не проходили мимо, все время одна из наглых пичюг сидела на нем. Причем стоит одной чайке улететь, как на ее место тут же прилетала другая. Чем им так приглянулся первопроходец?
Время было детское, а потому мы решили заглянуть в городскую резиденцию Деда Мороза.
Посетителей там было с гулькин нос, а потому нам очень обрадовались и тут же пригласили на экскурсию по залу новогодних и рождественских открыток. Но оказалось, что это вовсе не экскурсия, а, скорее, лекция. Сотрудница музея начала ее с новогодних открыток времен ВОВ, при этом долго говорила о том, почему Гитлер напал на СССР, как он хотел поработить русский народ и как доблестная Советская армия не позволила ему это сделать.
Поскольку я все это знаю с детского сада, то тихонько отошел к противоположной стене, где соревновались между собой открытки с Дедом Морозом и с Санта-Клаусом. Оказалось, что их, помимо одеяния, объединяет чувство юмора и любовь к технике.
На следующий день мы вновь отправились гулять по городу, и на Советском проспекте нас атаковала стая детишек во главе то ли с учительницей, то ли воспитательницей.
- Ага, это туристы! – радостно и с некоторым злорадством воскликнула, увидев нас, великоустюжская Мэри Поппинс. – Вот вы-то нам и нужны.
Галя и Марина быстренько ретировались, предоставив мне одному отбиваться от юных нахалов, которые оказались юными экологами.
Они вручили мне листовку «Будь природе другом!» и не отпускали до тех пор, пока я не поклялся, что не буду разорять птичьи гнезда и муравейники, ломать деревья и кустарники, топтать цветы и гладить ежиков. Ежиков мне действительно гладить не хотелось.
Освободившись от плена, мы направились в музей новогодней игрушки, а оттуда в историко-архитектурный музей. Меня главным образом интересовали экспозиции, связанные с Питиримом Сорокиным. Увы, ему был посвящен только один стенд. Но на нем поместили письмо с его отречением.
У сотрудников музея я узнал адрес тюрьмы, где наш знаменитый земляк ожидал расстрела, и мы на нашей машине покатили не спеша по городу.
Оказалось, что тюрьма находится практически в центре. Вот только сомнительно, что именно так она выглядела в 1918 году. А значит все же не за этими стенами томился Питирим Сорокин, но, видимо, нынешняя тюрьма воздвигнута на месте той самой – чекистской.
Общее впечатление таково: город интересен своей историей и живет исключительно туризмом. Но пока, как музей под открытым небом, он явно не доделан. Кое-где потрескался асфальт, старинные дома застыли в ожидании капитального ремонта.
Впрочем главная изюминка Великого Устюга - вотчина Деда Мороза – находится в 12 км от города. Мы добрались до нее на нашей «Шевроле Ниве» за 10 минут.
Чтобы попасть на территорию вотчины, надо купить какой-нибудь экскурсионный пакет. Самый дешевым оказалось путешествие по тропе сказок. Пришлось выбрать его. Но чтобы по этой тропе пройти, мало заплатить деньги. Надо выдержать кучу всяких испытаний, самым безобидным из которых оказались загадки Бабы Яги. Я – для маскировки – сообщил бабуле, что мы – чудь белоглазая из страны Финно-Угории. Это старуху не смутило. Первая загадка звучала так: «У чего за носом пятка?»
Потом мы ходили по бревнам, проскакивали между качающимися мешками, пробирались по лабиринту и т.д. И все для того, чтобы иметь возможность спокойно погулять по самой вотчине.
Чем-то она напоминает Финно-Угорский этнопарк в Ыбе. Только более продуманный и креативный. В летние будние дни народу там совсем немного, видимо, он наиболее посещаем в зимние каникулы.
Правда, и вотчина Деда Мороза порой отдавала совковостью. Ну вот к чему тут пионерка?
Однако часы показывали, что нам пора трогать домой.
И мы понеслись…