Российский официоз с торжественной помпой заявил о вероятной ликвидации лидера ИГИЛ-а(*) Абу Бакра аль-Багдади в результате авиационного удара. По телевизору показали снимок взрыва, напоминающего ядерный. Трудно сказать, что это за бомба.
Пока неизвестно, действительно ли информация соответствует действительности. Примеров недостоверности гибели повстанческих вожаков было предостаточно. Скажем, командиров чеченских боевиков в 1990-е хоронили по нескольку раз. Например, Басаева, Хаттаба, Радуева или Умарова чуть ли не десяток раз.
Если лидер ИГИЛ(*) действительно убит, то возникает вопрос, что это даст? Изменит ли кардинально ситуацию в Сирии? Думаю, вряд ли. В связи с этим вспоминается события первой чеченской войны. В апреле 1996-го года также в результате авиационного удара погиб президент Чеченской республики Ичкерия(*) Джохар Дудаев. Кремль торжествовал, наконец-то наступил перелом в войне. Но все обстояло иначе. Лидером Ичкерии стал преемник Дудаева Зелимхан Яндарбиев. Прошло три месяца и в начале августа боевики ворвались в Грозный ( они называют его Джохаргала) и захватили город. Российской власти пришлось вступить с ними в переговоры и заключить Хасавюртовские соглашения.
Маловероятно, что убийство аль-Багдади кардинально изменит обстановку. ИГИЛ(*) представляет из себя децентрализованную военно-политическую конструкцию, где роль лидера лишь идеологическая. Он не обладает жесткой административной властью. Поэтому смена главаря практически не скажется на боевой составляющей. Система опирается на уровень среднего звена, на полевых командиров. Политолог и востоковед Аркадий Дубнов считает, что ИГИЛ(*) победить невозможно. Это отстойник для негатива, он постоянно всасывает в себя деструктивные силы и пополняется.
А лидером выберут другого. Если конечно аль-Багдади собственной персоны вдруг не воскреснет. Тогда это будет позором для Путина. И приведет к серьезному подрыву авторитета правящего в России режима. Но скорее всего главарь боевиков убит. Иначе не стали бы в пропагандистском ведомстве рисковать.
В любом случае, путинский режим проиграл войну в Сирии. Проиграл политически, а это самое главное. Политическое поражение рано или поздно перетечет в военное.
Вступление в кампанию почти два года назад было ошибкой. Более того, я уверен, что если бы не появилось на военной карте Ближнего Востока такого уродливого явления, как «Исламское государство Ирака и Леванты»(*), то России вряд ли получилось бы влезть в Сирию. Под предлогом борьбы с ИГИЛ(*) путинская военщина втиснулась туда. Но ведет боевые действия в основном против умеренных, прозападных вооруженных группировок.
Преобладают победные реляции. Сообщения об успешных наступательных операциях поступают ежедневно, что они дают результаты. Телеканалы и газеты сообщили о прорыве сирийских войск (читай: российских) к иракской границе, контролируется уже более ста километров. Предрекают скорую разблокировку Дэйр-эз-Зора.
Путин надеется чисто военным путем решить все проблемы.
Он думает, что чем дальше будем продвигаться вперед, тем лучше. Один влиятельный кремлевский политолог заявил, что Сирия – это ключ ко всему в геополитическом раскладе. Что если победим там, победим везде, и на Украине, и в Европе, и в Азии. Это спорная логика: что если победим в Сирии, победим везде, во сем мире.
Все внутренние кризисы, смуты, бунты в истории России начинались, когда страна вела войны за пределами своих границ, или у границ. А затяжные войны приводили к катастрофам.
Поэтому считаю ошибочным такой подход. Чем дальше продвинется Путин, тем будет хуже. Тем глубже увязнет в необъявленной войне. Как когда-то Советский Союз в Афганистане. В Сирии Россия еще более уязвима. Нет общих границ между государствами. В случае общемирового конфликта окажемся в мешке, как когда-то итало-немецкие войска Роммеля попали в ловушку в Северной Африке.
Можно сколько угодно повышать боеспособность сирийской армии, но в гражданской войне ( а в Сирии она гражданская) выигрывает не тот, кто сильнее в военном плане, а тот кто сильнее политически. А сильнее противники Асада.
Поэтому как бы плохо ни относиться к лидеру ИГИЛ-а(*), считаю, что хозяин Кремля еще хуже. Абу Бакр аль-Багдади – это фанатик, а Путин – сумасшедший!
Он втянул страну в авантюру, которая ни к чему хорошему не может привести. Победы нет и не может быть.
Война должна быть прекращена, а войска выведены. Если этого не будет сделано, Россию ожидает масштабный внутриполитический кризис.