Среди многочисленных достопримечательностей города Орла - дом купца Аполлонова по современному адресу: улица Московская, №26, пожалуй, одна из самых ярких и запоминающихся. На нем сходятся мнения профессиональных историков и рядовых жителей города. И те и другие признают в нем выдающийся образец дореволюционной архитектуры. Недаром ему был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. При этом о человеке, построившем этот дом, в городе знают, на удивление, мало. Никто и никогда прежде не публиковал его фотографии. Лицо строителя диковинного орловского особняка, как и его жизнь, скрывается под завесой тайны. Приоткрыть ее мне помогло знакомство с фотоархивом купцов Власовых, присланным мне их потомком Ольгой Зайцевой из Екатеринбурга. 

Выяснилось, что супруга купца Аполлонова, Олимпиада Ивановна, тоже была из рода Власовых. Она была дочерью Ивана Андреевича Власова, владельца большого дома на 1-й Пушкарной улице. Среди семейных фотографий, имеющихся у Ольги, есть и совместное фото супругов Василия и Олимпиады Аполлоновых начала ХХ века. На этом пока единственном известном мне изображении купца Василия Васильевича Аполлонова он предстает не таким, как представлялся мне на протяжении многих лет таинственный владелец шикарного особняка с пышной лепниной на фасаде и помпезными интерьерами внутри. Зато в немолодом человеке с пышными седыми усами, немного растерявшемся перед объективом фотографа, легко узнать купца Аполлонова из дошедших до нас редких городских легенд о нем – доброго, отзывчивого и трудолюбивого.


Свою торговлю Василий Васильевич Аполлонов начинал с бакалейной лавки в орловском Гостином дворе. На рубеже XIX и ХХ веков лавок у него было уже несколько. Кроме того, в начале ХХ века у него был еще один дом, который купец содержал как доходный (для сдачи квартир внаём). Это здание, некогда стоявшее на перекрестке современных улиц Советской и Покровской, до наших дней не сохранилось. Но есть несколько его фотографий разного времени. Также Аполлоновы имели дом на южном берегу Крыма, в Алупке.
Знаменитый особняк на Московской был выстроен купцом в 1895-1897 годах. В архиве Орловской области не сохранилось документов, которые могли бы указать имя архитектора. Однако современные исследователи приписывают его местному архитектору М.М. Пухальскому. Стиль выстроенного им здания искусствоведы определяют как неоренессанс, или просто эклектика – смешение отдельных элементов различных стилей и эпох.



На первом этаже своего нового дома купец Аполлонов устроил самый лучший и дорогой в Орле гастроном. Говорят, что при устройстве его интерьеров архитектор Пухальский вдохновлялся знаменитым московским гастрономом Елисеева. В просторных залах с зеркальными витринами и массивной лепниной на потолке и стенах продавались так называемые «колониальные товары» - экзотические фрукты, рыба и крабы, конфеты, французские вина и коньяки. Но особым спросом в городе пользовался «аполлоновский чай», который из Индии везли по морю на специальных деревянных кораблях-парусниках, чтобы металл не испортил его аромат. Второй этаж здания – с изящными сдвоенными арочными окнами в пышных лепных обрамлениях и ажурным балкончиком – занимала семья купца. В одной из комнат был устроен домашний музыкальный театр.

У Олимпиады Ивановны и Василия Васильевича было семь детей: Николай, Василий, Анатолий, Людмила, Валентина, Лидия и Владимир. Об их судьбе, как и о жизни семьи в Орле, нам известно немногое. Поэтому жизнь их овеяна местными легендами. Согласно одной из них, добросердечный купец Василий Аполлонов принял на работу мальчика из бедной семьи, честно сказавшего своему будущему работодателю при первой встрече: не умею ничего. «Будешь открывать дверь для посетителей гастронома, это все умеют», – ответил купец. Еще по одному преданию – Василий Васильевич нанял плотника для сооружения закромов в одном из своих хранилищ, но увидев, как грубо все сделал мастеровой, сам взялся за переделку негодной работы.

После революции жизнь семьи резко изменилась. Летом 1918 года в гастроном Аполлонова нагрянули с обыском. Купец отказался добровольно отдавать свои товары комиссарам, и у него их изъяли насильно. Очистив все магазины, подвалы, сараи и даже чердак, новая власть выгнала строптивого купца из дома. Дальнейшая его судьба остается для нас загадкой. По одной из версий, не раз отраженной в орловских публикациях, семья Аполлоновых – Олимпиада Ивановна, Василий Васильевич, их дочь Лидия с мужем Алексеем Смирновым и младший сын Владимир – уехала сначала в Крым, в свой особняк в Алупке, а затем эмигрировала в Турцию, в Константинополь. Там у Лидии родился сын Борис. Но в 1919 году семья приняла решение вернуться в Крым. Вскоре после возвращения, в декабре 1920 года, большевики расстреляли всех мужчин семьи - Василия Васильевича Аполлонова, его зятя Алексея и сына Владимира. После этой трагедии у Олимпиады Ивановны пошатнулось психическое здоровье, и вскоре она умерла. Единственная выжившая участница крымской драмы, дочь Лидия, сделала себе и сыну новые документы и уехала на Урал. Однако недавно найденные родственниками документы из архивов НКВД ставят под сомнение эту устоявшуюся версию смерти купца и членов его семьи. Их расследование еще продолжается.

В орловском доме Аполлоновых после национализации поселился губернский комитет большевиков, о чем и сегодня свидетельствует установленная на фасаде мемориальная доска. После комитета в здании был суд. К счастью, война пощадила здание. Оно единственное из всего квартала уцелело в бомбежках и послевоенном восстановлении улицы. После освобождения Орла в 1943 году дом был капитально отремонтирован и отдан под профессионально-техническое училище, преобразованное позже в Орловский техникум путей сообщения. Техникум обитает в здании и сегодня.
Известно несколько фотографий дома времен немецкой оккупации Орла 1941-43 годов. На них здание предстает еще в своем старом, доремонтном, виде – с роскошными резными дверями первого этажа и проездной аркой во двор. На их месте сейчас окна учебных классов. К счастью, остальные детали здания сохранились до наших дней в почти неизменном виде. И что еще большая редкост: уцелела и значительная часть интерьеров – внутренние росписи стен и потолка, лепнина, скульптуры, старинная плитка на полу. Несмотря на все перипетии ХХ века, здание продолжает жить и украшать Орел.

А вот жизнь потомков купца Аполлонова с Орлом больше не связана. Внуки уехавшей на Урал дочери Лидии живут в Екатеринбурге. Внуки и правнуки старших детей купца разъехались по всему миру. Дом своих предков многие из них видели только на фотографиях.

Оригинал