12 июня я отправился на День России, но совершенно неожиданно попал на День ОМОНА, который прошел гораздо круче, чем традиционный День ВДВ. Попробую дать хронологию праздника, как я его лично увидел.
День ОМОНА. СПб. 2017 г. Фото В.Ильина.
Давно изучая самые разные праздники, я регулярно посещаю мероприятия 12 июня. Этот год не стал исключением. На Невском проспекте, где, как я раньше слышал, должны были идти разные шоу, никого, кроме полицейских постов не обнаружил. После этого я пошел на Марсово поле, где власти города запланировали какое-то военно-патриотическое мероприятие, ставшее единственной причиной отказа оппозиции в организации здесь ее митинга.
Патриот должен быть накормлен! Это первое правило воспитания. Фото В. Ильина.
Все начиналось очень оптимистично: у входа на Марсово поле симпатичные девчата в военной форме кормили кашей из полевой кухни патриотически настроенную толпу, выстроившуюся в очередь. Хвост был столь длинным, что я подавил инстинкт к халявной пище и пошел дальше. Из других материальных свидетельств патриотизма я обнаружил омоновские автобусы,стоявшие рядом с площадью. Это вызвало подозрение, что обещанный фестиваль (или что-то в этом жанре) никто и не собирается проводить в объявленном формате, приготовив для молодежи более убедительные аргументы в пользу любви к Родине.
Чутье не подвело. Мужчина с отлично поставленным актерским голосом и с отеческой интонацией сообщил, что из-за опасения провокаций организаторы патриотического мероприятия от него отказываются. Толпа захохотала в голос и ответила аплодисментами. Тот же заботливый голос сообщил, что администрация города приглашает желающих участвовать в митинге бесплатно отправиться на автобусах в Удельный парк. Стоявший рядом со мною парень пояснил, что это небольшая поляна, окруженная лесом.
И тут в скафандрах появились главные участника праздника - космонавты с нашивками "ОМОН". Все стояли и чего-то ждали. Многие залезли на террасы монументов, чтобы все лучше видеть. Потом в самом центре толпы, видимо, что-то произошло. Я лично ничего не видел и не слышал. Но тут раздались зычные команды "Посторонись!" И мимо меня рослые омоновцы начали проводить подростков - мальчишек и девчонок. Вели стражи порядка себя вежливо, лишь держа задержанных за локти. Подростки чувствовали себя героями. Толпа им хлопала, а омоновцам вслед неслось дружное "Позор!", которое слышно было не только в центре, но и на любопытной периферии.
Потом таскать стали все чаще, а из невидимого для меня центра толпы донеслись речевки, в которых высказывались сомнения в честности не только премьера, но и президента. Потом вдруг народ побежал. Оказалось, что ОМОН, видимо, устав отлавливать поодиночке тех, кто доставал из штанов бумажки с нелояльными словами, начал работать по площадям: ядро толпы просто взяли в кольцо, а тех, кто залез со своими айфонами и камерами на террасы монументов, начали вежливо сгонять вниз, попутно прихватывая с собой тех, кто был поближе. Остальные, на кого не хватило дефицитных омоновских рук, просто разбегались. Вместе с толпой зевак убежал в сторону от эпицентра и я.
Здесь ходили полицейские и омоновцы, активно переговариваясь по своим средствам связи. Все было мирно и пристойно. Потом мимо нас стали в режиме бега проводить задержанных разного возраста с уже с круто заломленными руками. Если судить по торжествующим лицам омоновцев, они схватили террористов из запрещенной в России ИГИЛ (*). Не меньше. Шел дождь, но народ не расходился. Вдалеке на террасах монументов я видел, как омоновцы гонялись за какими-то парнями.
Был ли митинг? Я, честно говоря,не знаю, ибо бумажки на животах у подростков и разрозненные выкрики, из которых самым единодушным был "Позор!", митингом назвать сложно. Однако судить не берусь, так как видел в основном торжество ОМОНА, который таскал мимо нас кого-то и за что-то в автозаки. Это был красочный спектакль, в котором ОМОН под сотни айфонов и камер исполнял роль спасителей Отечества. Далеко не все, кто был на поле, являлись участниками заявленного оппозицией митинга (я, например), поэтому называть численность участников протеста, прикидывая количество стоявших на поле некорректно. Это была обычная массовка, в которую люди влились с разными мотивами.
Это было уже второе мое наблюдение работы ОМОНА. Первое было ровно 10 лет назад на согласованном "Марше несогласных". Тогда воспользовавшись какой-то мелкой провокацией (я видел несколько пластиковых пакетов с водой, брошенных в сторону цепи космонавтов, загонявших уходивших с митинга интеллигентов в тупик). Тот раз породил у меня когнитивный диссонанс: по поведению - чистые гопники, которые били не только бравых лимоновцев, но и журналистов, и женщин, не глядя на возраст. Такого стыда за свое государство я никогда ранее не испытывал. В то же время гопники были экипированы, как настоящие космонавты. В этот раз я не видел в руках у них дубинок. Проходя по тропинкам, они даже вежливо предлагали посторониться, а задержанных на моих глазах совсем не били. Правда, позже я слышал, что в иных местах было не все так культурно.
Мимо меня протащили десятка два человек. Поскольку на следующий день я слышал о шести сотнях задержанных, то, видимо, мое место не было стратегическим. Точка зрения зависит от точки обозрения.