Национальные общественные организации Марий Эл готовятся передать жесткое письмо главе региона
В распоряжении редакции «Реального времени» оказался любопытный дкумент — обращение ведущих марийских национальных общественных организаций к врио главы РМЭ Александру Евстифееву. В этом письме (по нашим данным, оно будет направлено адресату сегодня) общественники, запросы которых предыдущий руководитель республики фактически игнорировал, выражают надежду на встречу с Евстифеевым. На ней, судя по всему, они поставят ребром вопрос о присутствии марийского национального компонента в жизни региона.
Нервные подозрения
Кулуарно подписанты признаются, что образцом для них в этом плане служит модель Татарстана. К слову, как и в Татарстане, представителей «титульной» и остальных национальностей в РМЭ почти поровну.
Текст обращения (вариант с подписями имеется в распоряжении редакции):
Суть письма сводится к призыву уважать интересы национальности, давшей название региону. Дело в том, что марийские общественные организации закономерно полагали, что после ухода из республики одиозного Леонида Маркелова, который, помимо прочего, прославился нелюбовью к марийцам, есть определенный шанс, что новая руководящая метла расставит по-иному и национальные акценты. «К сожалению, бывший руководитель РМЭ Маркелов Л.И. работал не в интересах марийского народа, русского народа и других народов, проживающих в РМЭ, — говорится в письме. — … В Марийской Республике нарушались основные принципы государственной национальной политики РФ, в том числе: уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды… Поклонение перед чуждой для нас культурой со стороны бывшего руководителя региона нашло отражение в облике г. Йошкар-Ола и его памятниках, но больно отозвалось в сердцах уроженцев и жителей республики».
Однако, судя по всему, активистам пришлось столкнуться с некоторой инерцией в национальном вопросе. Это предположение подтвердил йошкар-олинский политолог Константин Строкин, которого мы попросили прокомментировать содержание письма:
— К выборному процессу эта затея явно не имеет отношения. Это такой прагматичный ход, обусловленный тем, что Александр Евстифеев занимает пост высшего должностного лица. Да, пока Евстифеев только врио, и станет ли он полноценным главой — покажет лишь сентябрь, однако в марийском национальном сообществе уже сложились нервные подозрения, что новые штатные персоны слабо погружены в проблематику нашей национально-культурной сферы. Эта обеспокоенность вполне объективна и аргументирована. Насколько я понимаю, общественники хотят не помочь новому руководителю усвоить старые правила игры, а, напротив, сломать их и выстроить новый формат диалога в виде раскрытия той или иной темы и своевременных консультаций. Важно, что этот документ подписали различные марийские организации, движения и «этнопрофсоюзы». По большому счету он исторический.
«Пока Евстифеев только врио, однако в марийском национальном сообществе уже сложились нервные подозрения, что новые штатные персоны слабо погружены в проблематику нашей национально-культурной сферы», — говорит Константин Строкин.
Особый интерес в документе представляют вот такие строки — фактически здесь очерчен тот самый татарстанский идеал (который, надо признать, и в Татарстане-то не воплощен в жизнь до конца): «Мы желаем говорить и писать на марийском языке, желаем, чтобы наши дети учились родному языку в учебных заведениях любого уровня, желаем говорить с министрами Вашего правительства на марийском языке, желаем смотреть марийское телевидение… » и т.д.
— Это надо воспринимать как своего рода «нацпроверку»: нам слов мало, нам дела нужны, — комментирует Строкин. — Лидеры справедливо требуют, чтобы марийскую нацию воспринимали как полноправный политический субъект, считались с ней и уважали ее.
«Реальное время» поинтересовалось также у председателя Союза композиторов РМЭ Валерия Кульшетова (он в числе подписантов), насколько напряженная в республике ситуация с реализацией национальных потребностей марийцев.
— Наша культура русифицируется — и не потому, что кто-то на государственном уровне поставил такую задачу. Нет, национальная политика как раз в числе приоритетов в России. Просто надо как-то более разумно подходить к вопросам национального развития. Ведь такие же проблемы были и в Татарии… Понятно, что все начинается с детского сада — а детских садов с национальным компонентом у нас раз-два и обчелся. Да и то должного внимания к ним нет, все там держится на энтузиазме. Обязательно нужно вводить марийский язык и в школах — как татарский в Татарстане. На сегодня же это у нас единичные случаи. Надо увеличивать и национальное вещание на ТВ и радио. То есть нужно больше доступа к марийскому языку и культуре. А когда это идет «сверху», то и результат получается уже качественно иной. Что касается прежнего руководителя РМЭ… Примеров неуважения национального достоинства граждан с его стороны было предостаточно. Я даже не хочу их приводить, тем более что все это можно почитать в интернете.
«Надо как-то более разумно подходить к вопросам национального развития», — говорит Валерий Кульшетов.
Объясним без ужимок
Интересно также, что бумагу не подписала старейшая марийская национальная организация «Марий ушем» («Союз мари») (МУ). Руководитель организации Владимир Козлов сообщил «Реальному времени» по телефону, что «политику» в этом искать не стоит — МУ, по его словам, уже дважды обращался к Евстифееву с просьбой о встрече, так что делать это в третий раз просто нет смысла. Тем более что, как дал понять Козлов, обращения были услышаны. Это достаточно удивительно, потому что, по некоторым данным, МУ тесно связан с местными коммунистами, в частности с влиятельным Сергеем Казанковым. Между прочим, чувашем по национальности, что не добавляет «Ушему» очков в глазах остальных национал-активистов. В 2016 году МУ поддержал Казанкова на выборах в Госдуму РФ.
— Какой вывод можно сделать по изучении списка подписантов? Такой, что организации, находящиеся в ресурсной зависимости от Казанкова, опять ушли от конструктивного русла и отказались участвовать в процессе, — констатирует Строкин. — С «Марий ушемом», или «Йошкар ушемом», как его называют в народе (за связь с коммунистами; «йошкар» в переводе с марийского — «красный», — прим. ред.), в принципе все ясно — их активисты то в Казань ездят на мероприятия татарских сепаратистов, то раньше предлагали всем ислам принять, то вот теперь участвуют в акциях и открытиях штабов Навального. Они постепенно уходят из системной оппозиции и усердно занимают нишу внесистемных крикунов, куда прибегают маргинально-экстремистские и антироссийские элементы…
Бумагу не подписала старейшая марийская национальная организация «Марий ушем». Фото mariuver.com
При этом эксперт полагает, что встреча Евстифеева отдельно с МУ вряд ли возможна, хотя бы потому, что главе региона имеет смысл общаться со всеми сразу, никого не выделяя и не тратя время на келейные переговоры. Но и каким-либо скандалом это не грозит, уверен Строкин:
— Понимаете, великий марийский народ — не скандальный народ. Он трудолюбивый, расчетливый, гордый и созидательный — мы на публике промолчим, лучше подойдем к представителям власти и без ужимок и лицемерия спокойно объясним наши чаяния и предложения.