Символично. О детском празднике в минувший день вспомнили, пожалуй, только те помятого вида граждане, которым не удалось прикупить спиртного посреди рабочей недели. Вероятно, по такому поводу они единственно и выразились насчёт материнства и детства и, скорее всего, нелицеприятно.

В остальном всё было на редкость скучно и тоскливо. Конечно, никто специально День защиты детей не отменял. Отсутствие мероприятий и площадок для детских забав списали на непогоду. В общем же о нём просто забыли, потому как, по мнению наших чиновников, есть дела куда серьёзнее. 

Школы, которые традиционно играют главную роль в организации досуга детей, с введением 4-х обязательных экзаменов в девятых классах в форме ОГЭ превратились из школ в пункты проведения этих экзаменов. Первого июня девятиклассники сдавали историю, физику, литературу и биологию. По новым правилам вход в школьные здания во время экзаменов строго ограничен, поэтому детям в День их защиты осталась, в основном, улица. А на улице холодно, ветер и дождь. Да и кому занимать детей? Школьные педагоги стали сопровождающими, дежурными на входах и в коридорах, организаторами в аудиториях, уполномоченными ГЭК. Экзамены в выпускных классах идут в ежедневном режиме - то ОГЭ, то ЕГЭ, никто уже не вспоминает о некогда важном требовании предоставлять ученику не менее 3-х дней для подготовки, а учителя в пору государственной итоговой аттестации не проверяют и корректируют знания (в былые годы работа экзаменационных комиссий была органичным продолжением образовательного процесса), но выступают в роли охраняющих, следящих, обыскивающих. Ребята сдают экзамены в начале июня, результаты же окончательно будут известны только в конце месяца. Впрочем, нынешним выпускникам есть чем утешаться - со следующего года вводятся уже 6 обязательных ОГЭ, с высоких трибун звучат всё новые призывы к ужесточению контроля, введению дополнительных проверок в сумасшедшем разнообразии форм. 

Тенденция усиливать надзор, увеличивать число запретов, устрашать наказаниями, безусловно, в определённый период приносит заметный эффект, иначе подобные меры не были бы столь соблазнительны для власти. Однако в какой-то момент основанная на этих принципах система даёт сбой. Вот министр начинает рассуждать, что если молодёжь плохо знает историю (литературу, географию) то надо ввести обязательный ЕГЭ по истории (литературе, географии). "Будут знать!", когда аттестат не получат. Такая логика торжествует во всём. Хотя мудрый Януш Корчак заметил: "Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно". Может быть, лучше думать над тем, как мотивировать детей учить историю, литературу, географию родной страны с радостью и желанием? Но на сто голов чиновников, изыскивающих всё более изворотливые и внезапные методы контроля над школой, учителями и детьми, едва ли найдётся одна голова, которая бы вспомнила популярные ещё пару десятилетий назад идеи "школы радости". 

...Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, выступая на пленарной сессии Всероссийского родительского форума в Уфе, сказала, что в 2016 году 720 подростков в России покончили жизнь самоубийством (рост случаев по сравнению с 2015г. на 60%). Напрямую с вышеизложенным эта страшная статистика, быть может, не связана. Но о приоритетах в проведении политики в отношении детства тоже задуматься заставляет. Может, детская улыбка, детский смех сегодня, в данную минуту - это не менее важно, чем набранные на экзаменах конкурентные баллы?

Оригинал