12 мая 2017 года в Воронежском молодежном Доме прав человека по инициативе представителей «Гринпис» и при участии общественных экологических организаций города, состоялась мероприятие, посвященное проблеме мусора в России.

Главная и острая проблема для России, как и для всего мира в настоящее время является проблема, связанная с полиэтиленовой упаковкой. На производство пластиковой упаковки в мире уходит 26 % всех производимых полимеров, а это 100 миллионов тонн этого материала.

Ежегодно в мировой океан сбрасывается 6,4 млн. тонн пластика. По вине пластика погибает ежегодно до 1 миллиона птиц , морских и наземных животных, глотающих этот вредный материал, запутываясь в его пакетах. Мы становимся, как отметил один наблюдательный человек, «обществом одноразовых вещей».

Ежегодно в России выбрасывается до 70 миллионов тонн бытового мусора. Из него только 2% сжигается, 4% идет на переработку, а остальное отправляется на полигоны бытовых отходов и свалки, чаще всего несанкционированные. Доля каждого человека в этом процессе составляет 400 – 500 килограммов в год. Всего в стране насчитывается 14 тысяч крупных мусорных свалок, общая площадь которых соизмерима с четырьмя такими островами, как Кипр, а это более 4 миллионов гектар. Помимо этого, в стране существует еще около 60 тысяч несанкционированных свалок.

Трудно представить любому обывателю то, куда исчезают его отходы жизнедеятельности, как и трудно выработать в себе потребность в бережном отношении к природе; трудно уразуметь чиновникам сколь масштабно экологическое бедствие, связанное с бытовыми и промышленными отходами, когда в стране катастрофически не хватает ни мусоросжигающих заводов, ни мусороперерабатывающих. Ко всему прочему, Россия в своей бытовой культуре, как, впрочем и во всем остальном, значительно отстает от Запада, и потому не удивительно, как трудно и нудно мы идем к системе разделения отходов по категориям. Надо сказать, что мусоросжигающие предприятия сжигают без разбора весь мусор: пластиковые упаковки, батарейки, стройматериалы, органические отходы. При этом в воздух выбрасываются тяжелые металлы и опасные диоксины, при этом пластик только видоизменяется, а его токсичность не исчезает.

Запад давно практикует систему разделения бытовых отходов. У нас это идет трудно и медленно, особенно проблемно село с его неразвитой бытовой культурой. Вина здесь, в первую очередь, тех чиновников, которые отвечают за данный сектор социальной сферы. Те усилия, которые прикладывают общественные экологические организации и волонтеры, чаще всего не находят серьезной поддержки со стороны власти. Ее инертность и отсутствие творческой инициативы становится настоящим камнем преткновения для развития общества, для поддержки бизнеса, готового подключиться к решению многих местных проблем, в частности, по бытовым отходам. Надо сказать, что 60% российского общества поддерживает инициативу экологов по разделению бытовых отходов и готово сортировать их, но для начала необходимы усилия самой власти для поддержки этого предприятия на начальном этапе.

А пока одни воронежские энтузиасты призывают «Менять мусор на деревья», убирают сады и парки, сажают тысячи саженцев, чтобы где-то, на Кожевенном кордоне, однажды выросли, радующие глаз, леса; они же инициируют раздельный сбор мусора в контейнеры, приучая жителей к бережному отношению к природе .

Воронежский центр экологической политики тоже бы не отказался от поддержки властей, провозглашая борьбу за новую бытовую культуру.

Общественное движение «Раздельный сбор» просто фонтанирует идеями экологического плана, работает с малышами, приучая их с самого детства беречь природу, начиная с самого малого - с разноцветных контейнеров для мусора, в какие надо складывать бумагу, а в какие – пластиковые бутылочки и пищевые отходы. 

Дайте, бурлящей энергией Кате Хомич не 5 энтузиастов, а сто пять, и она мир перевернет, сделает его красивым и цветущим от на Петровской набережной до Кантемировки и дальше, через Москву до Владивостока – вся Россия будет у нее чистой и счастливой, потому что ее поддержат уже ее миллионы людей.

Оригинал