С любопытством прочел статью Леонида Зильберга «Алексей Навальный и «какой-то Додик».

О том, что Навальный обладает качествами и амбициями диктатора я писал наверное где-то лет четыре или пять назад. Что он националист, что властолюбив, имеет  еще некоторые пороки. Действительно, он заслуживает серьезной критики.

Критики, но не изгнания его из политики. В то время, когда власть усиливает репрессии, когда вскормленные режимом  черносотенцы  нападают на представителей оппозиции, обливают пока еще зеленкой, которая наносит вред зрению, недопустимо одним оппозиционерам шельмовать другую. Это работает на власть, дает ей козырные карты. Власть действует методом  точечного террора,  давая понять, что в следующий раз прибегнут к более радикальному средству.

Очень много странностей в статье. Когда на повестке дня президентские выборы, а парламентские уже прошли, утверждать, что за президента бороться не надо, а только за мифическое представительство в парламенте, это алогично.

 Спорно выражение: «Если Навальный сокрушит путинскую вертикаль, то его никто уже не сможет ограничить. Он испепелит все вокруг себя».  Неуместна  и сравнение  с Кубой, где мягкого диктатора Батисту сменил более жесткий и кровавый Кастро.

Россия не Куба. Не понимаю тех, кто все время модели стран Латинской Америки примерять на России, Политические процессы, идущие в России, имеют свои закономерности и к ним в корне неприменима модель того, что происходит скажем в Парагвае или Чили. Авторитарный режим Батисты был мягким только потому что он был продуктом американской демократии, а режим Кастро жестким и кровавым, потому что ориентировался на тоталитарный Советский Союз. Вот отсюда такая разница в прочности. Диктатуры, ориентировавшиеся на Запад ( Испания, Греция, Чили) в конце концов сдрейфовали к демократии, а те, кто сотрудничали с СССР (или Китаем) сохранили тоталитарную сущность.

Что касается риска диктатуры Навального, то в истории России не было примера, чтобы человек, которого заранее прочили в диктаторы, им становился. Корнилов не стал им в 1917-м, Жириновский в 1991-м не стал, и Лебедь – в конце 1990-х. Зато неограниченную и абсолютную власть получили «темные лошадки», на кого никто не мог подумать, Сталин, Путин.

Всевластию Путина пока ничто не угрожает. Пугать нас Навальным бессмысленно. Крайне маловероятно, что тот способен стать всемогущим правителем России, сместив с верховного трона ВВП. Он может прийти к власти только в одном случае, в результате революции. Других возможностей нет. Но всемирная история свидетельствует, что лидеры, которые пришли сразу после революции, а это как правило неожиданные фигуры, долго у власти не задерживались, полгода-год, как например, Керенский, Робеспьер. Поэтому сетования, что нашему «светлому»  будущему угрожает «страшный» Навальный, не обоснованы. Что придет он и нас испепелит, – это несерьезно. Это вносит раздрай в ряды российских антидиктаторских сил.

Навальный должен иметь право выдвигаться на пост президента. Шансы им стать у него незначительны. Его миссия -- возможность ограничить диктатуру Путина. Критиковать его, создать общественный противовес. Что такое демократия? Это когда народ ограничивает произвол власти снизу. И лидер ФБК в этом плане очень был бы полезен.

Сейчас главная задача оппозиции выборы президента. Не дать Путину победить. Отнять у него как можно больше голосов. Чем меньше голосов он получит, тем труднее ему будет злоупотреблять полномочиями. Тем слабее диктатура.

 А о парламентском представительстве говорить сейчас бессмысленно. Тем более этот орган в России никогда ничего не решал. Тем более оппозиционеров там нет. В принципе можно получить представительство в думе. Это не вопрос. Но только если Кремль позволит, он может милостиво пропустить оппозицию в парламент. Но на таких условиях, что лучше бы этого не произошло.

Я за то, чтобы не было потрясений, чтобы была стабильность. Нам внушают, что только Владимир Путин и обеспечивает стабильность в стране. А все остальные несут-де смуту и хаос. Но в том-то и все дело, что Путин уже не обеспечивает стабильность, а только что-то вроде кладбищенской тишины. Чем дольше этот режим будет существовать, тем с большими потрясениями Россия столкнется в будущем. Закостеневшие системы и обладают самым разрушительным потенциалом.

Этот режим с каждым годом, даже с каждым месяцем становится все более репрессивнее, тоталитарнее. Это можно судить по фактам. С каждым разом приговоры становятся жестче.

В России происходит ползучая фашизация, пусть медленная, черепашьими шагами, но она идет неумолимо и настойчиво.

Полностью согласен с фразой: нам нужна система сложных сдержек и противовесов. Но в том-то и дело, что в России она не приживается. Все попытки ее создать проваливались. В том числе и в 90-е. Россия страна нецивилизованная, с отсталой политической системой. Сверхцентрализация изначально не допускает ограничения власти.

В западных странах система сдержек и противовесов  возникла постепенно, в ходе эволюции, корректировки сложившейся политической системы. Но в путинской империи она невозможна. Какие-то другие диктаторские режимы обладают потенциалом  к эволюции, и есть примеры, но не путинский, который не способен модернизироваться, меняться к лучшему. А только дрейфует в обратную сторону,  к тоталитаризму. Я не будут утверждать, что он соответствует кфашистскому типу, но тенденция налицо. Хотя можно квалифицировать, как постмодернистский фашизм.

Поэтому изменить эту систему изнутри невозможно. Она не способна к эволюции. Она сойдет с исторической сцены только силовым путем.

В следующем году пройдут президентские выборы. После которых Россия станет другим государством. Если скинут Путина – само собой. Если Путин останется, то же самое, страна будет другой. Она будет еще более авторитарной, ближе к фашизму. Гитлер получил абсолютную власть за несколько месяцев. Сталин получил абсолютную власть в течение 15 лет, с 1922 по 1937 год. Путин на троне уже 18 лет, но он пока еще движется к цели. Нельзя сказать, что у него власть абсолютная. Но есть тенденция ужесточения режима. Если он получает подавляющий перевес на выборах, то почувствует, что у него все получается, что он всесилен и вполне может начать опасную игру во внешней политике. Риск Большой войны возрастает.

В-общем, после президентских выборов 2018 года страна изменится. Как менялась она с каждым выборным циклом.