В день национального героя, 26 апреля, марийцы ежегодно собираются у Дерева памяти в Йошкар-Оле. В этом году здесь планируется отметить и 100-летний юбилей марийского национального движения и организации "Марий Ушем". При подготовке предыдущего материала о марийском национальном движении не все организации были доступны, но некоторые обещали рассказать о своей деятельности позже. Федеральную национальную культурную автономию (ФНКА) мари критикуют за ее взаимодействие с властью и неэффективность. Руководитель автономии Лариса Яковлева и её Исполнительный директор Наталья Пушкина рассказали о своей работе и проблемах марийского народа.
– Лариса Николаевна, расскажите об истории вашей организации.
– ФНКА учредили региональные культурно-национальные автономии мари. За год она приросла несколькими организациями, как региональными, так и автономиями, созданными на уровне районов. По закону в Марий Эл не может быть создана региональная культурная национальная автономия мари, так как её нельзя создавать в регионах, где народ автономии – титульный. Но мероприятия мы проводим как в Марий Эл, так и в других регионах. На нашу последнюю конференцию в Свердловской области мы пригласили всех желающих марийцев, где выслушали все предложения. В работе автономии при желании может участвовать и не мариец.Самые же активные деятели автономии – руководители региональных НКА:Татарстана – Олег Третьяков, Удмуртии – Анатолий Радыгин, Ханты-Мансийского автономного округа – Владлен Третьяков, Тюмени – Маргарита Меньших, Перми – Раисия Попова, Свердловской области – Леонид Канокаев. Ко мне обратились из Москвы – хотят создать национальную культурную автономию мари там. Буду им содействовать, так как штаб-квартира федеральной автономии в Москве. Нас поддерживают мужчины и женщины разного возраста, социального статуса и места жительства.
– В чём же заключается ваша деятельность?
– Сохранение и развитие марийского языка, традиций и культуры. Мы проводим этнокультурные форумы для старшеклассников, сельской марийской молодёжи, мероприятия к столетию первого съезда народа мари. Многие основатели марийского национального движения были в 1930-ые годы репрессированы и тайно захоронены на Архангельском кладбище в Казани. Хотим устроить в честь них акцию памяти, а также фотовыставку "Они были первыми!"
– Расскажите подробнее, кто вас финансирует?
– Федеральная автономия должна просуществовать год, чтобы иметь право участвовать в конкурсах на получение государственных грантов. Поэтому только с декабря мы получили право этим заниматься. У нас даже счёта в банке нет. Мы негосударственное учреждение. Государство будет финансировать только нашу реальную деятельность – делопроизводство, написание проектов, их защиту, декларирование ожидаемого результата. Мы должны идти в народ и одновременно взаимодействовать с органами власти, с общественными организациями. Автономия не переманивает членов "Марий Ушема" из регионов под гарантии государственного финансирования, как "Марий Ушем" утверждает.
– Цели прописаны в уставе. Их достижение невозможно потрогать и посчитать. Нет задачи, чтобы марийцев до 31 декабря две тысячи какого-то года стало на 10 % больше. Будучи председателем Всемарийского Совета, я поставила задачей работу с молодёжью, была инициатором проведения слётов марийской молодёжи. Они финансируются правительством Марий Эл. Если автономия получит финансовую поддержку, мы этот слёт можем провести в любом регионе. В Пермском Крае в деревне Васькино нам удалось сохранить марийскую школу. Какие вопросы мы поставили и благодаря взаимодействию с властью их решили?
Мы поставили вопрос об изучении марийского языка в Красноуфимском районе Свердловской области, где марийцев всего 1% населения. Представители правительства нас слышат. Они готовы закупать учебники, чтобы марийские дети изучали родной язык.
– А у вас есть цели в сфере политического и экономического положения мари?
– У нас нет таких целей в уставе, но я говорю в регионах на эту тему с людьми из власти. Хотим большего представительства марийцев в органах власти – сейчас оно недостаточное. Не знаю, почему так – я не кадровая служба республики. Но марийцам никто не мешает проявить себя на политическом поприще. Я рада, когда ребята, с которыми я работала в марийском национальном движении, приходят во власть. Например, Александр Смирнов из посёлка Ургакш Советского района – сейчас депутат Госсобрания Марий Эл.
У автономии нет полномочий, чтобы повысить благосостояние мари
Ситуация с экономическим положением мари не отличается от ситуации в остальной России. Да, те же татары в Татарстане живут богаче марийцев. Но ситуация меняется – на селе многие марийцы построили себе хорошие просторные дома. У автономии нет полномочий, чтобы повысить благосостояние мари. Но мы не собираемся только петь и плясать.
– Вы видите проблему в уменьшении численности мари?
– Видим, но это следствие ассимиляции. Многие марийцы не хотят именовать себя марийцами. Не то, что они начинают чувствовать себя русскими – они перестают себя ассоциировать с любой национальностью. Только в 45-50 лет мариец обычно обращается к своим корням. Марийцы не вымрут, даже при сохранении нынешней тенденции к уменьшению их численности, так как мы делаем всё возможное, чтобы марийское национальное сознание развивалось. Но следующая перепись покажет продолжение падение численности мари. Если в Йошкар-Оле марийскость развивается, то в деревнях затухает. Если марийцы сами не захотят учить свой язык, никакое количество его часов в школе его не сохранит.
– Расскажите подробнее, как обстоит дело с обучением мари на родном языке?
– Неправда, что обучение марийскому языку в школах Марий Эл факультативное. Оно обязательное, но каждая школа самостоятельно принимает решение об объёмах его изучения. Есть часы изучения марийского языка, меньше которых его в школе изучать нельзя. Многие родители – мари считают, что их дети не должны изучать родной язык. Это следствие глобализации. Все хотят высвободить время для изучения английского языка.
Марийский народ тактичный. Если мариец видит, что по-марийски с ним говорить не хотят, он переходит на русский
Используется ли марийский язык в делопроизводстве? В министерстве культуры Марий Эл специальным приказом введено делопроизводство на русском и марийском языке. Если ты устно или письменно обратишься в органы власти на марийском языке, то тебя обязаны обслужить. Как происходит на деле? Марийский народ тактичный. Если мариец видит, что по-марийски с ним говорить не хотят, он переходит на русский. Сама ФНКА ведёт делопроизводство на русском и марийском языках, но с федеральной властью предпочитает взаимодействовать по-русски.
– Как же обстоит дело с марийской культурой?
– В отличие от ситуации десятилетней давности марийская культура – праздник не толькодедушек и бабушек. Именно тогда зародилась радиостанция "Марий Эл радио", где говорили на марийском языке с утра до вечера и вне эфира встречались с нашими радиослушателями в форме концертов и этнодискотек. Мы старались сделать на этих мероприятиях шикарный свет и звук, провести их на лучших площадках республики. Сейчас на марийские мероприятия нужно заранее покупать билеты. В Йошкар-Олу из деревень ездят сюда специально, заказывают "газели". В театре поставлен этномьюзикл "Дочь Бога". Марийский язык введён в базу "Яндекс. Переводчика". Снимаются анимационные фильмы на марийском языке. Они свободно распространяются в интернете. Есть идеи сделать марийскую электронную библиотеку, марийский электронный словарь синонимов, словарь марийской топонимики.
– Каково положение в обществе марийской национальной религии?
Обучение марийскому языку в школах Марий Эл обязательное, но каждая школа самостоятельно принимает решение об объёмах его изучения
– Она официально зарегистрирована. Есть координационный Совет старейшин. В последнее время на марийские моления приходит больше молодёжи, хотя моления никто не рекламирует. На молениях в марийце воспитывается национальное сознание. 600 священных рощ в Марий Эл существуют как природные памятники. Не слышала о проблеме, что христианские кладбища оскверняют священные для марийцев места.
– Каковы ваши отношения с другими марийскими национальными организациями?
– У нас не было, нет и не будет противостояния с другими марийскими общественными организациями, так как чем больше людей объединены в организации, где они работают, выдвигают предложения, тем лучше. Я никого среди представителей марийского национального движения не оцениваю положительно или отрицательно. С моим опытом я даже могу помочь им и поддержать их.
– С какими политическими партиями и общественными движениями вы сотрудничаете в достижении своих целей?
– Со всеми. Большинство членов автономии – беспартийные. У нас нет никаких особых отношений с "Единой Россией".
– Способствовали ли прежние марийские власти деятельности марийского национального движения?
– Федеральная национальная культурная автономия мари по закону действует вне пределов Марий Эл. Поэтому с марийскими властями мы контактировали мало.
СПРАВКА
- Марийцы как народ сформировались в Среднем Поволжье в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Горные племена мари жили на правом берегу Волги, луговые – на левом, в Волго-Вятском междуречье.
- Они последовательно зависели от ряда соседних государств, последним из которых было Казанское ханство в XV-XVI веках. В процессе завоевания Российским государством Казанского ханства в XVI веке в Марийском крае появились русские.
- Горные племена присоединились мирно, а вот на луговой стороне разразилось несколько Черемисских войн (черемисы – тогдашнее русское наименование марийцев), сопровождаемых зверствами с обеих сторон. К началу XVII марийцы были покорены.
- В царский и императорский период русской истории падала численность мари: одна из немногочисленных работ об этом народе, вышедшая до 1917 года, называлась "Признаки вымирания луговых черемис". Марийцы массово болели трахомой, зобом, туберкулёзом.
- В 1917 году 99% марийцев были крестьянами. Они активно принимали участие в крестьянских войнах под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева, из-за чего марийцам в целях предотвращения антигосударственных выступлений официально было запрещено заниматься кузнечным делом, их вытеснили с берегов как Волги, Вятки и Ветлуги, им не разрешали жить в городах. Марийцы не могли занимать никаких выборных постов выше, чем в сельской общине.
- Наибольший же протест местного населения вызывала принесённая русскими насильственная христианизация. Спасаясь от неё, многие марийцы бежали на Урал, где стали известны как восточные мари и до сих пор довольно многочисленны. Несмотря на огромные усилия российских властей, большинство мари остались верны национальной религии.
Алексей Серёгин
Источник: сайт Idel.Реалии