Заехал к нам в школу высокий столичный гость, представитель ЦК профсоюза работников народного образования и науки, главный технический инспектор, специалист по охране труда. Цель - оказать консультативную, методическую помощь обкому в проведении проверок соблюдения трудового законодательства, а также обратить наше внимание на недостатки. Накануне его приезда нас проверяло Министерство охраны окружающей среды на предмет соблюдения экологической безопасности, а сразу после - Ростехнадзор по обеспечению электробезопасности, но от данной инспекции была радость, что протоколов не составляет и штрафов не накладывает.
Правда, ощущение абсурда и безнадежности от происходящего и здесь никуда не исчезло. В процессе общения мне вспомнился разыгранный в юмористическом "Городке" анекдот о встрече двух бывших одноклассников, один из которых, выскочивший из престижного авто "новый русский", крепко обнимает старого знакомого, взахлеб рассказывает о заграничных турне и дорогих забавах, а второй, бывший отличник, признаётся умирающим голосом: "Я не ел шесть дней". "Ты что?!" - восклицает и трясёт его за плечи друг детства, после чего произносит эффектную фразу: "Так надо себя заставить!". Вот и профсоюзный босс считает, что нам надо себя всего лишь заставить привести школьные реалии в соответствие с нормативными документами.
Впрочем, это действительно высококлассный специалист, дока в в вопросах безопасности и охраны труда, много повидавший на своем веку несчастных случаев и умеющий показать страшную цену халатности. Разговор с ним был очень полезным и конструктивным. Многие упущения нам придётся, несомненно, устранять. Однако даже этот не совсем ещё зашоренный профессионал, представляющий в Москве миллионную армию работников образования, борется и намерен бороться исключительно с последствиями, а не причинами, поставившими образовательные организации в унизительное, нищенское, без конца и во всём виновное положение. Представляется, такова позиция руководства профсоюзов в целом. Что тогда взять с обычного человека, учителя или родителя, которые убеждены, что безобразия творятся от бездействия, глупости или злонамеренности школьных администраций?
В перечне документов, обязательных с точки зрения нормативов по охране труда, около 100 наименований. Некоторые пункты, вроде инструкций для всех профессий и рабочих мест, подразумевают под собой дополнительные обширные перечни. Чтобы документация была в полном порядке, нужно вести её в каждодневном режиме. Составить положение о системе управления охраной труда и выстроить работу на его основе - дело, требующее специальных знаний и квалификации. Для организаций, численность которых превышает 50 человек, Трудовым кодексом предусмотрена должность специалиста по охране труда. Сколько процентов бюджетных организаций в действительности имеют в штатах таких специалистов? В нашем регионе, по-моему, таковых вообще нет. В ходе оптимизации, где они и были, эти должности были сокращены в первую очередь. Так, может быть, задача отраслевых профсоюзов - добиваться от власти наличия подобных специалистов? Причём, не за счёт введения их ставок вместо тех, что предназначены для организации работы с детьми.
Перед визитом в учреждения инспектор встречался с региональным министром образования и слышал, что в текущем году финансирование материально-технической базы по отрасли близко к нулю. Я ему рассказал, что у нас третий год без движения лежит предписание Роспотребнадзора на несколько миллионов, и сдвинуть его с места не помогли уже три судебных процесса. Областной суд отказал надзорному ведомству в требовании обязать школу исполнить предписание, придя к выводу, что выполнить такое решение в нынешней ситуации невозможно. Представитель ЦК профсоюзов вроде как пытался осознать данный факт, но до конца всё же не понял. Осматривая здание, он то и дело приговаривал, мол, тут всего-то одна тысяча нужна, там три, а где-то и вовсе рублей в пятьсот можно уложиться. На ум мне пришли репортажи, как нынче холодной зимой бездомные жители ряда стран замерзали на улицах. У человека дома нет, света нет, тепла, нет валенок и шубы, он наг и бос - и какой-то доброхот советует: "Купи "семейные" трусы, всего-то три денежки стоят". А у нищего весь капитал в три денежки, ему и трусы надо, и хлеба очень хочется, и штраф заплатить следует, чтобы за решётку не бросили. Тем более он все равно замерзает.
Так какие лозунги должны греметь в профсоюзах при этаком форс-мажоре? Однако проще разбираться с конкретным "работодателем", действовать по накатанной схеме, хотя в изменившихся условиях это лишь умножает абсурд. Время, видимо, такое. Губернаторы и мэры бегают по сугробам и лужам, грозя дорожным службам; сотни чиновников считают сосульки на крышах; тысячи бюджетников занимаются благоустройством территорий вместо выполнения своих непосредственных обязанностей. И чтобы прекратить нелепый театр, нужно другое мировоззрение, другие люди, но их нет.
...Из случаев, приведённых инспектором, особенное впечатление на нас произвела история, рассказанная им в электрощитовой. В школе одного из российских городов потеряли электрика, обнаружили лишь наутро как раз в подобном помещении. Убило током. Мертвый человек глазом прижался к клемме, а рукой схватился за край металлического шкафа. Когда труп выносили, он булькал - вскипел. В щитовой не было предусмотренных инструкцией диэлектрического коврика, диэлектрических перчаток и галош. "У вас есть коврик и перчатки, но старые, свойства свои могли уже потерять. Советую приобрести новые", - посмотрел он на меня. Я вспомнил своего любимого исторического героя Нахимова. Великий адмирал всё своё жалованье отдавал на содержание корабля и матросов. Правда, у него не было жены, семьи, и он не застал времена первоначального накопления капитала, нуворишей, прихватизаторов, не застал сросшихся с государством обжирающихся олигархов, попов и монополистов . Но и коврик, перчатки, галоши - не все мое жалованье. Куплю. Раз у великой России денег на защиту жизни рядового работника не осталось.
20 Апр 2017, 11:40