В апреле погода бывает непредсказуемой, но то, что произошло 19 числа апреля сего года, выходило, как говорится, за все рамки. Уже отцвели первые первоцветы пролески и хохлатки, вовсю цвели первоцветы «второй волны» ветреница, медуница, гусиный лук и чистяк, в лесах и парках вовсю пели дрозды, зарянки и пеночки — теньковки, ворковали лесные голуби вяхири, начали зацветать тюльпаны, нарциссы, абрикосы и алыча, когда … на Центральное Черноземье обрушился невиданный для этого времени снегопад, сопровождавшийся ночными морозами до минус пяти.

Пронизывающий холодный ветер вдруг задул с необычного для него направления, с юго-востока, подняв на нашем водохранилище, как минимум, пятибалльные волны. Но учебный процесс есть учебный процесс! Поэтому, поеживаясь от холода, стою на остановке «Железнодорожный переезд», что на улице Волгоградской на въезде в легендарный микрорайон ВАИ, известный на всю страну благодаря рок-группе «Сектор Газа». Мне на глаза попался молодой самец каменки, вероятно только вернувшийся на родину со своих африканских зимовок и сразу угодивший в невиданный погодный катаклизм. Тем не менее, птица держалась вполне уверенно, бодро перебегая с место на место и что-то склевывая с мокрого асфальта.Что же привело меня в столь неподходящую погоду в район, издавна пользующийся в Воронеже дурной славой? В рамках прохождения курса «Утилизация производственных и коммунальных отходов» мы со студентами экологами второго курса решили посетить предприятие «Воронежвторма», дабы ознакомиться с процессом переработки вторичного сырья, так сказать, на месте.

В назначенное время проходим через ворота. Нас уже явно ждали. Нас встречает симпатичная женщина, назвавшаяся Валентиной Николаевной, которая и ведет нас в цеха предприятия, по дороге начиная свой рассказ. Предприятия ОАО «Вторма» функционирует уже более пятидесяти лет. В советские времена предприятие называлось «Воронежвторресурс». В настоящее время предприятие перерабатывает (правда, о глубокой переработке речи не идет) полиэтилен, макулатуру и стекло. Основными покупателями вторичного сырья, произведенного из макулатуры и полиэтилена, является предприятие «Эколайнер», производящее картонные упаковки и Киевский целлюлозно-бумажный комбинат. Как говорится, политика политикой, а коммерция коммерцией! Покупателем стекольных изделий является предприятие «РАСКО», пускающее битое стекло в переплавку. А потом из него производят те же самые изделия!

Пластмассовые изделия приобретают несколько мелких ИП, подвергающих пластмассовые изделия измельчению, а затем сия пластмассовая крошка идет как наполнитель для изготовления асфальтовой смолы, синтетических покрытий, шин и т. д.Первым объектом нашей экскурсии является цех полиэтилена, где мы наблюдаем следующую картину. На бетонном полу в разных углах помещения уложены мешки с различным содержимым. Со слов Валентины Николаевны узнаем, что не всякий полиэтилен годится в переработку. Не подходит, например, грязный полиэтилен или чересчур уж разорванные изделия. Их откладывают отдельно и вывозят на полигон. Так что предприятие по переработке отходов тоже имеет отходы! Все остальное прессуется в блоки и отгружается потребителям! При нас подъехал огромный дальномер с украинскими номерами под загрузку такими блоками. 

В цехе макулатуры нас ожидало неожиданное открытие. Среди гор бумаги мы нашли … несколько школьных учебников экологии. Было обнаружено также ещё несколько книг, в том числе какой-то внушительного вида талмуд, на обложке которого красовалась надпись; «Каббала, перевод с арамейского». Под смешки рабочих цеха макулатуры рассовываем свою добычу по сумкам и рюкзакам.

Тут же мы сдаем принесенную с собой макулатуру. Её оказалось четыре килограмма.Разбор макулатуры ведется вручную по принципу цвета и плотности бумаги. Затем бумага измельчается в специальных бункерах и прессуется в блоки наподобие тех, что мы видели в цехе полиэтилена. Картон сортировался и прессовался по тому же принципу в соседнем помещении.На открытой площадке нам показали рассортированные по принципу материала, из которого они изготовлены, деревянные и пластиковые ящики и горы стеклотары, разобранной в зависимости от размера и цвета стекла.

После посещения производственных площадей направляемся в офис предприятия. Здесь мы сначала получаем деньги за сданную макулатуру (аж 16 рублей!!), а Валентина Николаевна посвящает нас в некоторые тайны бизнеса переработки вторичного сырья. Она с гордостью показывает нам сертификаты и благодарственные письма от Киевского целлюлозно-бумажного комбината и Департамента природных ресурсов и экологии.Далее она показывает некоторые изделия, которые изготавливают из продукции «Воронежвторма» (салфетки, бумажные сумки, туалетную бумагу и т. д.) и рассказывает об общественной деятельности предприятия, которой оно уделяет внимание порой даже в убыток себе. Сборы макулатуры, которые проводятся в школах, различные конкурсы и пункты приема вторсырья «Стимул», сбор вторсырья у населения дают, как оказалось, менее трети от общего объема вторсырья.

Остальное поступает из крупных торговых сетей, которые нередко сдают нужное сырье с условием сдачи и сырья совершенно другого, ненужного предприятию, которому в результате приходится платить за вывоз ВСЕХ отходов. Кроме того, у «Воронежвторма» появились серьезные конкуренты в лице «Картон-Черноземье», «Воронежкартон» и ряда мелких индивидуальных предприятий. Неблагоприятно сказалась на деятельности предприятия и политическая обстановка. Около полугода не покупал продукцию «Воронежвторма» Киевский целлюлозно-бумажный комбинат. Правда, сейчас ситуация наладилась!Выводы по результатам экскурсииВ Воронеже сложился (хоть и не до конца) рынок вторичного сырья. Этот рынок пока ещё не отличается устойчивостью, в результате чего цены на нем подвержены разного рода сильным колебаниям, которые могут быть спровоцированы, на первый взгляд, незначительными обстоятельствами. Большая часть объемов потенциального сырья ещё ждет своего освоения. Так что дерзайте, господа бизнесмены! 

Оригинал