С подачи одного знакомого прочел замечательную статью Альберта Эншейтна "Наука и религия". 

Эйнштейн как бы замечает две религии. Одну он замечает, как попытка спрятаться в уголок, где Бог персонифицируется, где Бога от страха принуждают брать ответственность за людей. Вторая это Бог, который не стремится быть автономным от себя самого. И именно эта религия, религия, которая сформулирована Эйнштейном как "скромное положение мозга по отношению к величию причины воплощенной в сущности" и есть наука, где Бога формулируется как "рациональность проявляющаяся в сущем". 


Альберт Эйнштейн.

Я давно уже помышляю об опасной и безответственной культуре сакрализации. Первая религия выловленная Эйнштейном - это и есть сакрализованная религия. Как не странно. Вторая религия, увы, касающаяся мыслей пока очень ограниченного числа людей прощается с сакрализацией. Нельзя автономизировать Бога от Него самого. Нельзя автономизировать волю от закономерностей.

И дело не в священниках. Священники лишь есть то, что есть мы в своем соблазненном сакрализацией большинстве. Сбегать, прятаться от Бога, увы, это наше условие веры в Него. И священники занимаются ровно тем же самым... На самом деле Он не случайность как умысел, а умысел как закономерность. Бог не притязает, повторюсь, Бог не свободен от себя самого, как нам этого хочется.

Кстати об этом же пишут очень многие из авторов святоотеческой литературы. Идти к Богу за материальным - это последний срам перед верой. А за чем же идти к Богу? Эйнштейн пишет, что вера - это прежде всего освобождение себя от пут эгоистических желаний, желаний которые как бы строят над закономерностями природы, которые стоят как бы над Богом. Кроме этого "личность блаженна", т.е. "у нее нет сомнения в значимости ... сверхличностных объектов и целей, которые не могут быть рационального обоснованы". Личность находится как бы в безусловном восторге перед закономерностями природы, которые и есть по сути Бог. Личность не принуждает сверхличностные объекты к решению своих эгоистических проблем, а блаженно верит в их наличие и закономерное присутствие везде. Личность пытается их уяснить, не более, блаженно уяснить. Не безотственно боятся, а уяснить, понять, принять. 

Страх Божий, не про страх верующего перед взбалмошным Богом, автономным от себя самого, а страх перед неуклонностью и беспощадностью закономерностей божественного мира. Про неправильное понимание страха Божьего Эйнштейн повторяется дважды. Да, в этом вся проблема конфликта религии большинства и религии, как настоящего, как дейстующего, как ественного. И наше научное постижение закономерностей мира не спасет от божестенной кары. Оно поможет жить в Боге, оно поможет жить Богу в нас, но камень по исследованным наукой законам божьим, законам природы будет падать с горы и убивать всех на своем пути. Это закон божий, с которым надо научится жить. 

И так во всем, в социальных закономерностях, в закономерностях человеческого общежития, в закономерностях психики, в закономерностях биологических и т.д. и т.п.

Оригинал