В то дождливое апрельское утро в конце первой пары, на которой полусонные студенты экологи записывали лекцию по биотехническим методам контроля за природными процессами с рамках курса «Охрана природы», зазвонил мобильный телефон. Приятный молодой женский голос деловито сообщил:- Кирилл Викторович, мы пришли.Быстро прерываю лекцию, говорю студентам, чтобы шли в читальный зал библиотеки, а сам спускаюсь к главному входу, где застаю любопытное зрелище.
Две симпатичные молодые девушки стояли в окружении уже начавшейся образовываться толпы из студентов обоего пола. Но объектом внимания молодых людей стали все-таки не девушки (при всей их несомненной привлекательности), а сидящие на их руках пернатые создания: болотная сова и сокол балобан. Студенты тянули к ним руки, пытались погладить и просили разрешения сделать сэлфи.Пора дать некоторые пояснения. Девушки (их зовут Анита и Юля), являющиеся учредителями Центра реабилитации диких животных, со своими питомцами оказались в нашем педагогическом вузе не случайно. Они пришли провести экологический урок под названием «Губительное милосердие».
Суть данной проблемы заключается в том, что в наших лесах уже начинают появляться первые птичьи слетки. Вид у них зачастую трогательный и беспомощный. Различные наши сограждане, руководствуясь самыми лучшими побуждениями («Ах, бедная птичка! Ах, она пропадет!! Ах, она погибнет!!») хватают этих созданий и волокут домой. Далее возникают проблемы. Чем её кормить? Где её держать? А птица уже вырвана их привычной ей среды. Своим ненужным сердоболием люди нередко обрекают этих созданий (зачастую вполне здоровых) на гибель. Вот Анита с Юлей и пришли рассказать о том, в каких случаях следует оказывать помощь птице, а в каких лучше пройти мимо. Принесенных с собой питомцев девушки решили использовать в качестве живых учебных пособий.
Свой рассказ зоозащитницы начинают с показа видеоролика о двух раненых браконьерами орланах - белохвостах, в настоящее время обитающих в их Центре. Одного из них скоро обещал взять к себе Липецкий зоопарк, а другого — частный питомник. Долго держать таких огромных птиц в маленьком помещении Центра возможности нет. А сейчас Центр ждет новых поступлений: из-под Белгорода должны привезти сбитого машиной филина, а из передвижного цирка девушки берут к себе старую волчицу, долго работавшую на арене.Свой рассказ Анита начинает с того, что птенцы различных птиц различаются по степени необходимости оказания им помощи в природе. Совершенно не стоит трогать птенцов выводковых птиц: куриных, куликов, пастушковых, утиных. Их птенцы появляются на свет уже покрытые пухом и бойко передвигающиеся. Родители, конечно, их кормят, но птенцы довольно быстро поднимаются на крыло.Иное дело — птенцовые птицы. Их птенцы появляются на свет голыми и совершенно беспомощными. Подрастая, они покрываются сначала пухом, потом перьями и превращаются в слетков. Слетки покидают гнездо, ещё плохо летая, и тут то как раз и попадаются на глаза различным сердобольным гражданам. Анита призывала вмешиваться только в том случае, если птица ранена (имеются следы крови, свисает поломанное крыло, птица хромает и т.д.). В других случаях лучше всего пройти мимо, если только птице не угрожает опасность: кошки, собаки, дети или просто улица с оживленным движением транспорта. В этих случаях достаточно отогнать всех вышеперечисленных особей любого вида или пересадить птицу в безопасное место (достаточно просто убрать её с проезжей части).Почти всегда нуждаются в помощи выпавшие из гнезда птенцы ласточек, стрижей и голубей. Первых двух выкармливать архитрудно.
До недавнего времени их вообще не брали в Центр, но сейчас у воронежских зоозащитников появился московский спонсор, поставляющий в Центр китайских сверчков в качестве корма для птиц. Кормить этих птиц приходится каждые полчаса. За день они съедают сверчков весом в половину собственной массы.Голубей выкармливать сравнительно легче. Их птенцы нормально растут на детских питательных смесях. Что интересно, и стрижи, и ласточки, и голуби практически не нуждаются в дополнительной реабилитации. Подросших и окрепших птиц достаточно выпустить в ближайшую стаю их собратьев.Стрижи, кстати, на данный момент стали самыми многочисленными постояльцами Центра. Вероятно, это объясняется их общей высокой численностью. Колонии стрижей встречаются на трех корпусах из пяти нашего вузовского городка. Второе место по численности занимают различные совы. Их слетки появляются уже в мае, когда наши граждане валом валят в леса на первые пикники. Слетки, покидающие гнезда позже, в июне, попадают в Центр реже.
Тут, на мой взгляд, несколько причин. К лету разрастается травостой, позволяющий слеткам лучше укрываться от чужих глаз. Вторая причина связана с тем, что летом поток отдыхающих в наших лесах заметно спадает. Люди перебазируются на дачи, пригородные турбазы и огороды или уезжают к Черному морю.Анита, кстати, заметила, что, обнаружив выпавшего из гнезда птенца, следует, прежде всего, убедиться в близости и доступности гнезда. По возможности птицу надо туда вернуть. То, что родители не примут птенца, побывавшего в человеческих руках, Анита считает мифом, так как обоняние у птиц довольно слабое.Рассказала Анита и о мытарствах своего любимца — самца болотной совы по кличке Флоки, присутствовавшего на нашей встрече. Прежде, чем попасть в Центр, Флоппи сменил нескольких хозяев, изъездив пол-страны, успев пожить в Казани и Новосибирске.В заключении зоозашитницы ответили на вопросы, которых оказалось довольно много. Участники встречи пообещали рассказать об услышанном своим друзьям и родственникам. Анита дала свой телефон и просила звонить в случае обнаружения раненой или больной птицы. Ещё она поведала о своих мытарствах по депутатам и чиновникам, которые приходится проходить ввиду желания придать Центру реабилитации диких животных официальный статус.По окончании встречи к пернатым её участникам выстроилась очередь из желающих с ними сфотографироваться. Что из этого получилось, пусть читатели судят сами.