- Ты кто по жизни?
- Я писатель-прозаик.
- Про каких таких заек?!
(анекдот из 90-х)
Над Землёй фигня летала
Серебристого металла…
Много стало в наши дни
Неопознанной фигни!
(городской фольклор)
Вот теперь я поверил, что за видеопиратство действительно взялись всерьёз – месяца три ждал появление в Сети «Притяжения» приличного качества. А «Викинга» так и не дождался… но не теряю надежды.
Есть у меня принцип – не читать профессиональные рецензии, пока свою не напишу. Но, ожидаючи, волей-неволей читал отзывы простых пользователей в интернете. В основном ругательные и эмоциональные. Те, что оправдывали автора, сводились к тому, что Федя… пардон, Фёдор Сергеевич своим фильмом показал «дулю в кармане» российской власти. Мол, власть эта может только хомячков болотных разгонять, да пешеходных террористов в Сирии долбить. Как противник посерьёзней, инопланетный в частности, так за дело берутся чертановские черти. Из тех, что школу уже закончили, но в институт ещё не поступили. Короче, от армии косят… а им бы в спецназ.
Ещё смотрел навязчивую рекламу по телевизору. Из неё сделал вывод - фильм философский, одна фраза Гармаша чего стоит – «через полчаса наступит утро… надеюсь». Или бабушки главной героини – «инопланетяне к нам уже прилетали… а кто, по-твоему, перестройку затеял?!». Глубоко копнули…
И тема благодатная. Кто из нас не смотрел в звёздное небо, не представлял бесконечность космоса, не думал – да неужели мы здесь одни, как такое могло получиться? Знаю, церковь настаивает на обратном, её право. А у кинематографа своё.
Американцы обожают снимать про инопланетян. В основном агрессивных, что частенько принимает форму ироничной комедии. К тому же на лицо ужасных, то саранча-тараканы («Звёздный десант»), то черепашки без панциря («ET»). Ну, а мы следуем библейскому описанию – «по образу и подобию своему» - «Аэлитой» начали, «Гостьей и будущего» продолжили… и Бондарчук туда же.
Клянусь, я начинал смотреть с настроением разнести в пух и прах доморощенных кинокритиков, не понявших тонкой иронии Бондарчука-младшего. Время нынче такое, опять в цене иносказательность, если хочешь донести до зрителя крамолу за государственный счёт.
И первые минут двадцать претензий не было. Ну, почти. Разве что старшеклассники с лицами выпускников вуза (в «Школе» это проходили) или комендант Москвы, проживающий в обычной «панельке» спального района (не верю… не верю и всё), прочие бытовые мелочи. Мы же фантастику смотрим, тут всё допустимо. Например, инопланетные корабли (НЛО) могут прилетать к нам как и откуда угодно, а уж падать на Москву, тем более. Смутило, конечно, что наши военно-воздушные силы атакуют тех, кто никакой агрессии ещё не проявил… пресловутый корейский Боинг напомнило. С другой стороны, что можно ждать от летающей фигни непонятной конструкции? Насмотрелись «Марс атакует», вот и врезали упреждающе.
Зато потом начинается полная неразбериха, неразбериха вредная. Я не отношусь к квасным патриотам, обожающих любой режим по определению, как нечто сакральное. Но уж так «опустить» наши внутренние войска, которые по версии Феди Бондарчука не могут контролировать небольшой микрорайон столицы, ставший по капризу обстоятельств зоной особого внимания всей мировой общественности. Мне фантазии хватает, как оно было, случись на самом деле… ещё бы и помощь ООН с благодарностью приняли. А на экране воссоздана «зона» из «Пикника на обочине», очередная одна неудачная экранизация.
Но больше всего обидно за Северное Чертаново, в глазах мальчика, выросшего на Тверской (или на Кутузовском, я не слишком слежу за биографией Бондарчуков), нечто типа Люберец конца 80-х – «центр грубой физической силы». А ведь этот район в конце 60 – начале 70-х заселялся не деревенскими, а бывшими жителями центра столицы, в тамошние только что открывшиеся школы даже 10-классники шли, как первый раз в первый класс. И лимитных общежитий там стояло по минимуму, олимпийский ажиотаж начался позже.
Так что это далеко не гетто. Но показано, как гетто. Именно по рефлексии местного населения, больше похожего на обитателей Восточного Бруклина, только перекрась их в соответствующий цвет.
И с этого кинодопуска начинается большая ложь фильма «Притяжение». Мне, например, понравилась сцена, когда на смотровую площадку на крыше дома врывается обдолбанный стритрейсер (как он туда забрался вместе с крутой тачкой – это к Феде), а правильные пацаны «с района» его утихомиривают. Я родное Замоскворечье вспомнил, даже прослезился.
Но уже через полчаса экранного времени те же справедливые парни становятся лютыми ксенофобами по отношению к инопланетным пришельцам, хоть на «Русский марш» их запускай. Такие не вершат справедливость, такие поджидают с бейсбольной битой в тёмной подворотне трудяг-таджиков, кодлой на одного… мне это говорит весь мой жизненный опыт. Они до конца фильма останутся отвратительными персонажами… но зачем Бондарчуку в начале было их делать белыми и пушистыми? Имел ввиду, что человек – сложная конструкция, в каждом из нас хорошее начало уживается с плохим концом (как сказал!)? Но не в простой же ситуации, знакомой каждому по дворовому детству (если таковое было).
Удивительно плохо играют абсолютно все актёры. Даже Меньшиков, которого в отсутствии таланта ну никак не упрекнёшь, человеческие качества – другая тема. (С ним, правда, режиссёр и поступил немилосердно, превратив в конченного лоха – дочь-старшеклассница у него дважды ворует боевое оружие). Даже Гармаш, исполняющий роль давно несуществующего в природе российского вице-президента, что делает персонаж окончательно фантастическим, любая нелепица в его устах или руках простительна.
Вот тут стоп. А где же сам президент? Путин только мелькает в телевизоре среди разных трампов и меркель. Глава государства на отдыхе, очередную щуку в Тыве вылавливает, вместо того, чтобы, как главнокомандующий, быть на капитанском мостике?! Что сразу вспоминается? Правильно, тот самый диалог – «Что случилось с вашей подлодкой? Она утонула». Федя, ты не очумел в атаке?
О любовной линии всерьёз говорить не получается. Нам пытались преподнести историю чертановских Ромео и Джульетты, куда вклинилось экзотичное инопланетное тело. Но все трое играют так бездарно, что не чувствуется химии, даже похоти нет. Хотя… какая похоть в отношениях с андроидом по имени Харитоша… разве что девичья мастурбация.
Самый большой провал фильма в том, что с момента его создания за пределами киноэкрана много чего произошло. Подростки, бьющиеся с полицией, не просто патриоты родного Чертанова, они теперь ассоциируются с юными «хунвэйбинами Навального». Даже странно, что Феде Бондарчуку ещё не предъявили за сценарий московских беспорядков… ила может предъявили?
Или уже упоминавшаяся бабушка героини, не очень-то ладящая со своим зятем-полковником. Исполняет роль Людмила Максакова, тёща недавно убиенного в Киеве Дениса Вороненкова, чей смерти она чуть ли не радовалась. Соответственно, любая фраза из её уст, звучащая на экране, теперь обретает двоякий смысл, минимум, подтекст.
Небо наказывает художников за фальшь и лицемерие, ещё одно тому свидетельство.
Мне захотелось выключить компьютер где-то на тридцатой минуте, досматривал из вредности и из принципа. В голове постоянно крутилось название – «Притяжение», «Притяжение»…
… да где эта Женя, в конце концов?! Больше ничего ни в голове, ни в душе от фильма не осталось.
Леонид Черток