По приказу Президента США Дональда Трампа американская армия нанесла ракетный удар по одной из военных баз Сирии. В ответ на проведение сирийской авиацией химической атаки в провинции Идлиб, в результате которой погибло много людей.
Действия Трампа для Путина и российского истеблишмента – это не что иное как удар в спину. Он воспринимался как свой человек. Сообщение о победе Трампа на выборах было встречено депутатами Госдумы бурными аплодисментами. Формировалось представление, что это Путин его назначил президентом Америки, а не народ избрал. Появилась надежда на снятие санкций, признание Крыма и т.д. И вот такая метаморфоза.
Это удар по имиджу Путина как всесильного лидера планетарного масштаба. Россия не защитила своего союзника. Где были хваленые противоракеты С-300 и С-400, размещение которых на авиабазе «Хмеймим» анонсировалось с пафосом? Путин перестает восприниматься сильной личностью и его шансы на сохранение власти снижаются.
Алгоритм развития событий не могла превратить США в союзника России. Кто бы ни пришел в Белый дом. Более того, для меня было с самого начала очевидно, что Трамп потенциально опаснее, чем Клинтон и Обама. Последний всегда проявлял нерешительность, чем поощрял Путина на агрессивные поползновения. Например, в начале гражданской войны он грозился нанести удар по Сирии, но отступи
В любом случае внутреннюю политическую жизнь России ожидает новый виток антиамериканской истерии. Трамп был хорошим, теперь он становится плохим.
Пока неизвестна реакция Путина. Дальнейшее развитие событий будет в зависимости от нее. Возможны два варианта, мягкий и жесткий. Мягкий будет означать сговор хитрого чекиста с ушлым бизнесменом, где роль ведущего возьмет на себя первый. Когда Турция сбила российский самолет, Путин смог путем хитрых манипуляций и провокаций вернуть президента Эрдогана в фарватер российской политики, превратить Турцию обратно если не в союзника, то в партнера.
Но мягкий вариант с Трампом менее вероятен. Россия вступает в период выборов. Усиление российской оппозиции во главе с Навальным произошло под влиянием некоторого смягчения в области внешней политики в связи с приходом «пророссийского» кандидата на пост Президента США, некоторой оттепели. Чтобы сохранить власть, Путину нужно закручивание гаек, нежен враг. Поэтому антиамериканизм возвращается, он станет центральным элементом кремлевской пропагандистской машины.
Нанесение удара по независимому государству в обход ООН – опасный прецедент. Так как во внешней политике Россия Путина стремится во всем копировать поведение США, то это чревато эксцессами. Допустим, есть основание опасаться провокации где-то в Крыму или на Донбассе, устроенной гэбэшниками, с расчетом обвинить Украину и заявить о праве на агрессию против нее. Это опасно.