В июле прошлого года силами ИРПОО «Сибирь без пыток» было инициировано возбуждение уголовного дела в отношении участников международного рабовладельческого картеля, см.: http://www.infpol.ru/news/incidents/117319-desyat-uzbechek-v-buryatii-vzyali-v-rabstvo/.
Сейчас по истечение почти года мы можем, оглянувшись назад, подвести промежуточные итоги.
Уголовное дело возбуждено. Преступники-предприниматели, державшие мигранток в рабстве — под стражей в СИЗО г.Улан-Удэ.
Мы не знаем как они там живут, есть ли им поддержка от хваленого АУЕ. Работа Бурятского ОНК покрыта мраком. Оно там вообще есть?
Но, лучиком света в темном царстве следствием были арестованы «заводы, пароходы» обидчиков.
Нам бы не хотелось, чтобы это имущество стало «разменной монетой» между органами расследования и нашими оппонентами.
Поэтому, в течение полугода со времени возбуждения уголовного дела мы активно пытались войти в дело в качестве представителей вызволенных из рабства людей.
Как мы это сделали?
В июле приехали и просто забрали с завода тех, кто хотел уехать, оттуда, где их незаконно удерживали.
Потом заявление в СК, возбуждение дела, допросы, очные ставки, ходатайства, отказы, и, неожиданное уклонение следствия от обязанности представить хоть какие-то процессуальные документы. Даже постановление о возбуждении уголовного дела и признании потерпевшими не дают.
Сейчас мы ввели в дело юриста нашей организации.
За свои деньги ездим в соседний регион, взбадривая следователей, не давая спустить им все на тормоза.
С той стороны с пяток адвокатов, ресурсы и не желание ответить по-закону. Всем известно о коррупции в Бурятии.
С нашей стороны, чистая вера в идею защиты прав человека.
В феврале этого года несколько наших подопечных следовали в поезде, где сотрудники полицейского патруля забрали у них последние деньги — несколько тысяч.
Выдержка из заявления о возбуждении уголовного дела:
«Со слов обратившихся, во время движения поезда, около 21.20, сотрудники полиции забрали у женщин документы и пригрозили, что не вернут их пока те не уплатят деньги. Билеты покупали женщины волонтеры ИРОО «Узбекский национально культурный центр «Наше отечество» и у обратившихся денег было только на еду и дорогу с Петропавловска до места проживания.
При этом у обратившихся были при себе справки СО по Прибайкальскому району СУ СК России по Республике Бурятия о том, что они признаны потерпевшими по делу. Заявления от каждой женщины в Управление УФМС по Иркутской области о том, что обратившиеся вынужденно проживают на территории Иркутской области с отметкой о принятии Управления от 19.07.2016 г., согласно законодательству Российской Федерации.
Со слов обратившихся денежные средства в сумме по 2000 рублей от каждой были получены сотрудниками полиции в обмен на паспорта и иные документы.
Тем самым, полагаю, что неустановленными сотрудниками полиции были совершены действия имеющие признаки совершения преступлений предусмотренных статьями 285, 286 УК Российской Федерации…»
13 февраля 2017 года нами было подано заявление о возбуждении уголовного дела по этому факту — в СК на транспорте.
Надо сказать, я лично отвозил документ и был рад узнать, что полицейские «сработали» на 5+, провели проверку и изъяли деньги, которые передали для проведения расследования в Следственный комитет.
Тогда материалы проверки ушли в Братский СО.
Сейчас их передали в Иркутск — в транспортный СК.
Вероятно, так СК хотел его замять, в очередной раз прессанув неудобных правозащитников.
Сегодня помощник следователя Сахаровского В.А., некто Иван вызвал одного из представителей организации для дачи объяснения. (Позже я позвонил ему и попросил извиниться, во избежание недоразумения и конфликта. Не барское это дело?).
Не знаю даже, может поправят меня умудренные опытом и сединой ученые мужи-теоретики, скажут где в УПК указано, что помощники следователей имеют право беспокоить граждан, вызывая их под светлые очи непосредственного начальства по телефонному звонку.
Может время не стоит на месте и все меняется. Стал стар и много не знаю, не понимаю. Наверное в кулуарах нашей занимательной Госдумы уже лежит какой законопроект по этому поводу.
Но, сейчас нормы закона такой, по которой действовал помощник Иван, не назову.
Однако мы не стали препятствовать проведению расследования по нашему же заявлению — Наталья Андреевна явилась сегодня на Лызино. Там в Иркутске находится Следственный отдел на транспорте.
Если отступить от темы: у Следственного комитета отходит, когда о них забываешь...У них там забот много... Весь 2016 год мы проводили митинги против пыток - "Стратегия 18". Бунев А.Ю. (руководитель регионального СК) даже хотел группу по взаимодействию создать. До сих пор "работаем"... В марте этого года роженицы усольчанки выходили на митинг в Усолье, Федяшин (зам.Бунева) сразу их вызвал, говорит решим, "сводник" возбудим... Еще ждем...Или до сих пор правильно сказать? Впрочем, сейчас митинги "не прокатят". Говорят, в связи с митингами против коррупции на 26 марта, у нас публичные мероприятия запретили и никому разрешение на их проведения не выдают.Правозащитница говорит: «Вызвали чтобы уточнить откуда я знаю мигранток которые пожаловались, что сотрудники транспортной полиции вымогали денег. Выясняли больше полтора часа, затем стали выяснять у меня состою ли я на учете в психдиспансере у психиатра. Когда я сказала что данный вопрос нарушает мои права. Этим они влезают в мою частную жизнь и если им необходимо то пусть делают сами запрос в психдиспансер. После этого пришел какой то мужчина и стал выпытывать почему я не хочу подписывать объяснения. Я попросила чтобы он представился. После перепалки словесной мужчина сказал что он следователь по данному делу Сахаровский Владимир Алексеевич в ответ я тоже представилась. Затем он спросил я не хочу подписывать потому что стою на учете… да? То есть следователи при допросе выясняли не обстоятельства по делу а очень интересовались моей личной жизнью…».
Если кому то есть дело, готовы представить аудиозапись разговора для проведения служебной проверки.
Действительно, с ума сойдешь с таким следственным корпусом.
Ничуть не удивлюсь, что таким макаром, скоро заживем и каждого здравомыслящего человека, обратившегося к «костюмам» за защитой, будут в ПНО отправлять. Для проверки или пуще, на лечение. И, правда, вы с ума что ли сошли, какие такие оборотни в погонах?
Как не было митингов и задержаний 26 марта — молчание в эфире.
Как будто по специальному набору набрали, спецотлов. Что следователь, что помощник. Женщина им в матери годится, более 10 лет в правозащите, эксперт Общественной палаты региона, член экспертного Совета Уполномоченного Иркутской области. Кость белая.
Именно такие сейчас, по вашему, с ума сходят?
При этом наше требование, как заявителей, сообщить до какого числа срок проведения проверки, были ли отказы в возбуждении уголовного дела, как нам можно получить правовое решение — были полностью проигнорированы.
Вот так, от рабства до ПНО — полицейский беспредел и обыкновенное хамство. Иркутск — работаем.
Святослав Хроменков