Кострома – пожалуй, первый в стране город, начавший реализацию проекта «Формирование современной городской среды», поэтому на лбу администрации начали появляться и первые шишки. В преддверии выборов – 2018 партия власти инициировала проект, направленный прямо на людей. А где их застать, этих людей? Конечно, дома или во дворе дома. Поэтому проект охватил дворы жилых домов и парки городов. В общем, нужна серьёзность и строгость. Выборы Президента – шутка ли? Однако, похоже, в Костроме можно будет порадоваться неудачам чиновников по реализации этой мега-программы.
В невероятной спешке чиновники приняли необходимые постановления, областное 4 февраля и городское 16 февраля. Задача – на конец апреля выйти на конкурсные процедуры по благоустройству. Хотя Минстрой указал в качестве такой контрольной даты 25 мая. Другие регионы сейчас ещё только собирают заявки, а Кострома уже почти сформировала программу.
Начнём с ближнего – с дворов. 16 февраля было принято постановление, а 17-го уже начали принимать заявки. Хотя должно было пройти не менее 10-ти дней согласно Жилищному Кодексу для вывешивания сообщения об общем собрании собственников в доме. В итоге первые 40 заявок поданы преждевременно. Срок окончания приёма заявок установили 7 марта. Пока большие дома «раскачивались», многие маленькие дома успели подсуетиться. В результате из первой сотни утвержденных заявок четверть – от домов в 20 квартир и менее. Следующие заявки людям пришлось подавать с трудом, выстаивая в очереди по 3-4 часа. Всего успели «пробиться» 314 домов (всего в городе 3494 МКД). На программу по дворам городу положено в текущем году 60 миллионов. При обследовании и составлении смет выяснилось, что в этом году будет сделано лишь ок. 70 дворов. Нетрудно посчитать, что все поданные заявки растянутся на 5 лет, а тот, кто не успел подать заявку, тот опоздал от слова «совсем».
Если б это была моя программа, я бы подумала об её эффективности. А это, как я думаю, – удовлетворение половины заявок от общего их количества, т.е. примерно полторы сотни домов (если считать от 3500 домов города, то это вообще пустяки). На дом в среднем – по 400 тысяч рублей. Не так уж и много, но и дома разные – по 12 и по 200 квартир. Значит, надо как-то разруливать страждущих, причём максимально справедливо, ведь всё-таки проект на выборы Президента нацелен.
Первое (если не считать сроков подачи заявок) необходимое ограничение – постановка придомовой земли на кадастровый учёт (попросту - межевание). Иначе получается, что жители используют муниципальную землю, командуют на ней, ещё и сваливают на муниципалитет содержание всего, что на ней стоит. «Состав общего имущества» по ЖК РФ, не? А уж что касается парковок, то размещение их даже на отмежёванной придомовой земле надо согласовывать с муниципалитетом. (Не будем упоминать некий «дизайн-проект», который по-детсадовски внедрил Минстрой вместо официального и вполне юридического термина «проект благоустройства».)
Второе необходимое ограничение было сформировано в виде пакета предложений на муниципальной общественной комиссии – удельная площадь дома и пропорциональная ей, ограниченная сумма на благоустройство (лимит); предыдущая работа собственников МКД по благоустройству своей придомовой территории (в предыдущие периоды); проработка вопроса при подаче заявки (эскизы, самостоятельная разработка проектов благоустройства и т.д.); увеличение софинансирования. Всё это сразу было отброшено чиновниками как смертный грех.
Третье необходимое ограничение (подсмотрено в других городах, которые хотят эффективно реализовать проект, каким бы они не был – партийным, инопланетным и т.п.) – отказ в приёме заявок новым домам (это может быть 2007 год ввода дома в эксплуатацию или 2000, или другой), а также отказ домам, территория которых уже благоустраивалась по той или иной программе (можно даже разделить на минимальный и дополнительный вид работ, как и прописано в обсуждаемом проекте). Но чтобы это обсудить, даже и мечтать трудно – шаг влево, шаг вправо…
Сказать ли, что смысл проведения общего собрания по ЖК РФ вообще отсутствует в реализации проекта по-костромски в части дополнительного перечня? А так и есть. Люди голосовали за что-то там во дворе, чтоб сделали, с примерным перечнем – детская площадка там или парковка. Но ведь в протоколе собрания надо и софинансирование прописывать в 5%, а это конкретные суммы, прямо в рублях и копейках. Откуда ж взяться этим суммам? А надо было всё подробно рассчитать – «качель, одна штука, 23700 руб + горка, одна штука, 18800 руб + парковка, 100 кв метров, 178 831 руб.» и т.п. в каждом дворе. Этого сделано не было, поэтому только теперь, после объезда специалистов, жителям становится понятно, сколько стоит их благоустройство им самим. Причём деньги надо собрать до середины апреля. Где их взять? Можно наличными собрать, но кто сейчас сдаст добровольно 20 рублей, например на ремонт домофона? Не все, об этом знают старшие по подъездам. Можно через квитанцию оформить дополнительный платёж, но для оформления бумаг нужно примерно месяц. Можно взять с лицевого счёта дома, но у большинства домов денег там нет, к тому же управляющие компании явно не будут рады такому попрошайничеству (их вообще не уведомили в Костроме, что надо мобилизоваться). Некоторые города додумались до того, что сначала жители всё точно обсуждают, возможно со специалистами, а потом уж несут заявки. Но нам надо «шоб былО», и всё.
Ещё один вопрос, который многим пока не приходит в голову, - малые архитектурные формы (МАФ), т.е. элементы детских, спортивных площадок, скамейки, урны (слово «ограждение» у нас в городе запрещено для упоминания в проекте). Всего боящиеся костромские чиновники хотят непременно сертифицированное оборудование. Родителям покажется это логичным, однако правда жизни в том, что детские и спортивные площадки не сертифицируются. Они просто должны соответствовать группе ГОСТов. Фирмы с добровольной сертификацией продают оборудование существенно дороже, и такие фирмы не находятся в Костроме. Ясно, что федеральный проект потребует от этих фирм работы в 5 смен для всей страны, и всё равно таких МАФ не хватит. Ясно, что региону не нужно привлекать федеральные деньги на поддержку местного производителя (откройте любой сайт услуг в любом городе и увидите длинный перечень контор по металлообработке). Ну и конечно, нам ведь не надо гарантийное обслуживание оборудования – как и раньше, его проще спилить и выкинуть, а не искать иногородних производителей, т.к. их технологией наши местные не могут отремонтировать качели (или просто не могут ничего).
И вот последствия спешки начали проявляться. Первый же дом из списка заявок – 2012 года ввода, 12 квартир, потребовал себе на 3,3 миллиона рублей всяких разных работ. А что? Имеет право, ему его дала администрация Костромы. Просто без головы дала, и всё, и не желает слушать никакую комиссию. Второй дом из заявок – 2001 года ввода, 22 квартиры, 890 тысяч рублей. Тоже имеет право. Последним домам по прогнозу на 2017 год (которым уже по 50-70 лет) хоть бы что-то получить. Кстати, есть дома в городе, которым немного и надо – две лавки или ещё что-то такое, но их мало.
Городская общественная комиссия предназначена для того, чтобы тупо смотреть на бумаги и голосовать типа с одобрением; все попытки возражений пресекаются на корню: «Так прописано у Минстроя, и мы будем делать так». Как же другие-то города? Посмели нарушать минстроевские рекомендации? Надо нажаловаться. В смысле – на администрацию Костромы. Что уж больно тщательно соблюдает все указивки. Только и без того царя, и без той самой головы.
Теперь о дальнем - о парках. В списке для обсуждения горожанами - 18 территорий. Их выдвинули в те же сжатые сроки неравнодушные граждане. Есть большие парки для благоустройства, есть маленькие, все идут по одной программе - Минстрой не подумал или подумал о чём-то о своём. В трёх огромных парках на выделенных 40 миллионов рублей можно будет только дорожки уложить, поставить скамейки и урны, ещё несколько фонарей. Ещё несколько парков и скверов – средние, им такие деньги хорошо подойдут. И ещё с десяток небольших, локальных зелёных зон, которым и 5 миллионов рублей – за счастье, чтобы принять нормальный и приятный вид. Даже напрашивается желание в один год взять эти 40 миллионов и благоустроить этот десяток зон отдыха в разных частях города, чтобы людям сделать доброе и полезное. Но так нельзя, «нормальные герои (начиная с Минстроя) всегда идут в обход». Будет так называемое народное голосование, чтоб выявить первоочередную территорию для благоустройства в 2017 году.
Но что-то общественники опять недовольны. Дело в том, что они заподозрили лоббирование бизнесом продвижение двух зелёных зон. А что? Водка-пиво лучше продаются там, где есть карусель: «бабе - цветы, дитю – мороженое». Ещё не вышло постановление области, а уже чиновники обсуждали один из проектов на своих совещаниях. А уж когда началось информирование жителей о грядущем событии (том самом голосовании 9 апреля), то на ТВ только та пара заявителей по двум спорным территориям и отметилась, все остальные оказались неизвестными для истории простыми активистами. За один из двух указанных парков на встрече с жителями усиленно агитировала уважаемая костромичка, доказывая целебность воздуха в конкретной зелёной зоне и прочее (как будто в других местах деревья не такие полезные и как будто в этом парке не наступает на те же зелёные насаждения тот же бизнес, пристраивая к ресторану ряды столиков и гостиничные домики в тени берёзок).
Можно было бы считать паранойей мнение экологов о «парковых заговорах», только есть некоторые факты – на территории парка за Волгой были построены оздоровительные центры, которые легко и изящно превратились в частные коттеджи. Таким же непринуждённым образом на набережной того же правого берега возникли огромные коттеджи местных олигархов. «Царь, спасибо, очень приятно, просто царь, а вас как величать?». 2 апреля экологи провели митинг за Волгой – они уже давно отстаивают границы бывшего парка Ленинского комсомола, который теперь уже и не парк, а просто деревья с проплешинами асфальта. Их лозунг – «За ландшафтный парк Заволжье». Как раз и федеральный проект подоспел. Только не случилось бы на народном голосовании так, как обычно случается на выборах – пришли те, кто имеет какой-то профит от конкретной галочки.
Кроме того, то ли от спешки, то ли ещё от чего, но городская администрация последовательно отказалась сначала от выполнения профессиональных дизайн-проектов на основе письменных предложений заявителей и (при наличии) приложенных самодельных эскизов, а потом и от осмечивания проектов. В итоге чиновники объявили – на голосовании будет определяться только место на карте города из предложенных 18-ти, а уж потом – проекты, сметы и т.д. Странное решение – люди хотят знать, как предлагается благоустроить тот или иной сквер города. И легче принимать решение, если знать примерную смету на эти работы. Но вопрос отдвигается на потом. Как пройдёт голосование, так и будем думать о победившем парке, а пока – зачем? К слову, администрация города долгие годы не думала и о названии многих парков и скверов города. Жители привыкли как-то называть знаковое место, а официально, оказывается, для него и названия-то нет. Например, парк «Опалиха» - это просто парк в районе улицы Озёрная. «Просто Мария».
А вообще, трудно представить результаты рейтингового голосования по 18-ти пунктам. Если выиграет средняя, небольшая территория, то ей достанется все 40 миллионов? А если она столько не съест? Другим дадут остатки лимитов? Никто не знает. По крайней мере, и чиновники, и законные кураторы.
Статьёй дело не обходится. Мы подавали обращение в областную администрацию. Потом в Минстрой, Главному федеральному инспектору по Костромской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в городскую прокуратуру. Сейчас планируем ещё одно обращение. А что делать? Конечно, мы вовсе не за чужой политический пиар. Просто люди-то причём? Хочется им сделать на самом деле лучше.
P.S. Спасибо новостным порталам Иванова, Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Тамбова, Челябинска и др. за беспрепятственный доступ к полезной информации по проекту «Формирование комфортной/современной городской среды». А также - коллеге из Воронежа.
Татьяна Павлова, председатель КГОО «Старший по дому»