Наступили весенние каникулы, и руководители образовательных организаций Слободского района, наняв «Газель» и договорившись с частными лицами о ночлеге, взяли по три дня отпуска, чтобы встретиться на семинаре с коллегами Высокогорского района республики Татарстан. Нас ожидали изумительно тёплый приём, серьёзный разговор о реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), обмен опытом и сувенирами, подписание соглашения о сотрудничестве, беседы в кулуарах по самым острым вопросам школьного образования.

Всё действо происходило в средней школе села Чепчуги. Небольшое и самое обыкновенное учебное заведение, в котором обучаются чуть более 100 детей. По рейтингу не в лидерах, потому руководители соседних образовательных организаций ревностно интересовались, почему наш выбор пал именно на него. А пал он совершенно случайно – до кого-то не могли дозвониться, здесь же ответили сразу и восприняли наше предложение на «ура». Кроме того, всего 30 км до Казани, где мы планировали посетить культурные центры. 

Потом я переспрашивал директоров из Высокогорского района, насколько состояние вверенных им учреждений сопоставимо со школой в Чепчугах. Одни уверенно отвечали, что такое же, другие убеждали, что у них лучше, а ещё поблизости есть страусиная ферма и прочие достопримечательности. Я снова переспрашивал и получал ответы – да, каждый год производится масштабный капитальный ремонт нескольких муниципальных школ и детских садов; да, все заменены на пластиковые стеклопакеты; да, в коридорах противопожарный линолеум, современная отделка стен и потолков; да, светильники с люминесцентными лампами заменены на светодиодные; да, кровли все скатные; да, повсеместно капитальные заборы из металлических конструкций; да, почти во всех кабинетах мультимедийное и проекционное оборудование. В сельской школе санузлы облицованы плиткой, дверные блоки учебных кабинетов напоминают офисные. При этом здание отнюдь не новое, не производит впечатления какого-то роскошного, богатого, но оно ухоженное, симпатичное, не вызывающее жалость. Сама обстановка создаёт ощущение благоустройства и уюта. 

Никогда возможности бюджета Татарстана не представлялись мне настолько наглядно. Именно целевые республиканские вливания в планомерный капитальный и текущий ремонт, считают местные директора, позволяют поддерживать достойную материальную базу. С повседневными нуждами, уверяют они, ситуация гораздо хуже и во многом напоминает положение в нашем регионе. Как и в Кировской области, образовательным организациям не хватает денег на моющие, электротовары, бумагу, заправку картриджей и т.п. Надзорные ведомства и суды беспощадны и накладывают штрафные санкции за несоблюдение тех или иных правил и норм, несмотря на дефицит финансирования. Однако в отличие от наших школ большинство татарстанских являются не казенными, а бюджетными учреждениями, и получают обязательное задание на привлечение внебюджетных средств. Например, школа в Чепчугах за год должна привлечь со стороны 150 тыс. руб. «Зарабатывают, кто как может», - признаётся мой собеседник. Вводятся платные кружки и секции, продаются овощи и цветы с пришкольных участков и др. 

Огромную помощь школам в Татарстане оказывают родители, весь ремонт в кабинетах – за их счёт. Насколько я понял, проблем с жалобами на поборы здесь не возникает. Возможно, видя существенные государственные затраты на обеспечение школ, родители с большей охотой идут на личные жертвы. Впрочем, это могут быть особенности менталитета. В Высокогорском районе явка избирателей на последних выборах составила 97%, что для Кировской области показатель абсолютно фантастический. Никто также не протестует, что дети из татарских семей, из смешанных семей, в которых один из родителей татарин, в обязательном порядке изучают родной язык. По закону дело это добровольное, но на практике региональные чиновники Министерства образования требуют стопроцентного охвата. 

Средняя заработная плата школьных педагогов в Татарстане несколько выше, чем на Вятке, а вот заработная плата воспитателей и заведующих детских садов существенно выше. 

Конечно, мы говорили не только о материально-технических условиях. Занимаемся общими вопросами: эффективность и трудности в реализации ФГОС, выстраивание системы внеурочной деятельности, приобщение к здоровому образу жизни, краеведение, юнармейское движение, Российское движение школьников… Приготовленные представителями слободской делегации доклады пришлись по душе хозяевам. Начальник управления образования Е.В.Гусева рассказала о различных направлениях деятельности наших учебных заведений, эффектно проиллюстрировав выступление несколькими роликами слободской и кировских телекомпаний. Директор Каринской школы Т.В.Хамидулина (Карино – центр татарской культуры на слободской земле) приветствовала высокогорцев на татарском языке. И когда она извинилась за диалект, её наперебой успокоили, что всё понятно. Понравился каринский сладкий подарок – национальное блюдо чепчеге (могу ошибаться в написании, блюдо похоже на более известный «чак-чак»). Аудитория с замиранием слушала душевный рассказ и смотрела презентацию о традициях маленькой татарской школы в сердце Кировской области. Руководитель Салтыковской школы С.В.Перминов, по совместительству глава районного методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ, поведал об особенностях военно-патриотического воспитания. Снятый им видеосюжет о военно-полевых сборах на базе воинской части в Юрье, где ребята участвуют в стрельбах, видят и даже катаются на внушающей глубокое почтение военной ракетной технике, произвёл фурор. Автор данной заметки тоже выступил, поделившись опытом работы своей школы в качестве региональной инновационной площадки. Заведующие детскими садами в пгт Вахруши Г.Л.Оглоблина и С.П.Пысина на параллельной площадке знакомили коллег с опытом, позволяющим выигрывать и областные, и всероссийские конкурсы.

Уже в пути, рефлексируя после семинара, мы с товарищами констатировали, что взаимодействие может быть действительно обоюдополезным, взаимно обогащающим. Мы были довольны собой, что в практике работы конкурентоспособны, что какие-то наши находки и традиции вызывают неподдельный живой интерес коллег из другого региона. А потом кто-то грустно заметил: «Теперь нам их принимать. Только где это можно сделать, чтобы не было стыдно?». И все замолчали, представляя родные и любимые школы свои - с помещениями, которые десятилетиями не видели должного ремонта.

… Вечером мы остановились в Казани напротив солидных размеров трёхэтажного здания, великолепного в своей мощи и блеске. Внушительный двухметровый забор не скрывал изысканных прилегающих пространств. Фонари и дорожки, скамьи и спортплощадки – всё не топорное, ладное, аккуратное. Огромные, сияющие электрическим светом, часы на стене. «Школа», - не быстро догадался я, лишь увидев вывеску, не в силах отвести взор. Школа, которая своим внешним видом никак не диссонировала с «Казань Ареной» или «Дворцом водных видов спорта».
«Не смотри сюда, Игорь, тебе потом всю ночь не уснуть!», - пошутил друг Дима. И кто-то тихонько добавил: «Нет, таких школ нам уж никогда не видать».

Оригинал