В конце марта исполняется 150 лет с того момента, когда Россия продала Аляску США.
Эта тема горячо обсуждается в российских имперско-патриотических кругах. Звучат крики с требованием вернуть «исконно русскую» территорию. Хотя исконно русской нельзя назвать более 90 процентов территории современной Эрэфии.
Почему была продана Аляска? Попробую высказать свои доводы. Если бы ее не продали, то американцы забрали бы силой. 1867-й год – это конец гражданской войны в Америке, два года как она закончилась. Проведен модернизация армии, государство усиливалось и постепенно превращалось в мощную державу. Американцы проникали на Аляску.
Если бы Александр Второй не продал, то ситуация пошла бы по более драматическому пути, возникающие противоречия между США и Россией неизбежно привели бы к войне. У России не было шансов ее выиграть, войну она проиграла бы, выиграть не имела никаких возможностей, слишком растянуты коммуникации, Петербург находится на другом конце земли, нормально и оперативно подвезти резервы на Аляску было невозможно.
Поэтому решение продать было самым разумным выходом.
Что касается срока в сто лет, то столетие пришлось на Холодную войну. Потом подписаны межгосударственные соглашения, признающие существующие границы. В том числе Хельсинкская конференция 1975-го по безопасности и сотрудничеству, признавшая нерушимость послевоенных границ.
Сегодняшняя путинская Россия стремится все всасывать в себя, захватывать, присоединять все новые территории. Звучат крики ультрадержавников что то наше и это наше, что то надо присоединить, и это. Что Крым наш, Донбасс наш, Сирия наша, что и Польша тоже наша, она когда-то называлась Привисленским краем, что Порт-Артур (ныне китайский Люйшунь) тоже наш. Осталось лишь потребовать обратно Берлин, который штурмовали в 45-м, Афганистан, а также Париж, куда входили в 1813-м, Форт-Росс – западное побережье США. В-общем, претензий много, а потенциала нет.