По просьбам трудящихся и предпринимающих… Данная экспериментальная публикация носит сугубо право- и культурно-просветительский характер и не имеет какого-либо провокационного или деструктивного подтекста.

 

Как известно, 21 марта далёкого и неспокойного 1992 года в соседнем Татарстане состоялся референдум об обретении им статуса независимого государства. На вопрос: “Согласны ли Вы, что республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящие свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?” — ответили положительно округлённо 61,4% тамошнего населения. Значит, одно поколение назад 2/3 жителей “Казанского штата” поставило галочку возле “Да”. Результаты озвучили 22–23 марта. И что странно — на тот момент национальный состав крупно-массивного граничащего с нами региона [согласно итогам всесоюзной переписи 1989 года] имел приблизительно следующую картинку: 48,5% — татар, 43,3% — русских, “остальные” — 8,2%. Если даже абсолютизировать титульно-автохтонный народ и “прочих” вместе, то [с условием одинаковой активности перечисленных этнокатегорий] ровно 25 лет назад “одобрям-с” тотальной самостоятельности РТ, получается, сказала и доля “внутренних” этнических русских.

Однако далее. 31 марта 1992 года [то есть приближается круглая дата — четверть века] все республики России, руководствуясь декларацией о государственном суверенитете РСФСР, подписали “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ”. Точнее согласились не все. Опять кроме того же Татарстана и в придачу к нему Чечено-Ингушетии [пресловутой “Ичкерии”]. В обозначенном поволжском регионе тогда люто-“одарённые” вообще предлагали ввести в оборот собственную валюту, а в упомянутом кавказском “образовании” додумались не признавать суверенитет России на “её территории”. Для понимаемости принципиального [запомните это] — описанные события происходили после 1991 года, то есть погодя окончательного распада СССР на 15 независимых государств.

К чему речь помимо годовщины? Да, просто аналогичные тектонические сдвиги происходили вдоль и поперёк всего простора бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [Дальний Восток, Сибирь, Север европейской части РФ]. И всюду они [отметьте] имели национальный и [или] религиозный окрас. Причём русские моноэтнические области/края также не отставали и переваривали идеи отсоединения, для создания друг с дружком “экономически обоснованного геоблока”. Особо любопытно мышление на местах во время общеструктурного разлома — разгула ксенофобии, сепаратизма, радикализма. Наиболее показательно оно выражалось в архиважных/сакральных документах и преамбулах/описаниях к ним. Во многих республиках в основных законах и официальных заявлениях выделялась только титульная нация [сейчас, конечно, якобы всё подштриховано]. Сколько лет минуло, а судя по информационным сводкам, их элита/интеллигенция до сих пор без упоров в крайности улыбается славно-былому, мол: “Да-а, хорошо, что страна не развалилась, но смотрите какие мы необыкновенные и своеобразные, такое вот волевое прошлое у нас и настоящее-то ого-го…”. Они помнят, гордятся, переосмысляют, делают выводы. Плюс значимые аспекты вводят в дисциплину краеведения и в соответствующем духе воспитывают молодёжь. Благо, относительно в верном направлении.

Здорово — теперь международная правосубъектность налажена, конфликт законодательств решён, парад суверенитетов преодолён, вакханалия улетучилась, лихие 90-е остались в страшном сне, смута позади. И неогитлеровский план по расчленению Российского государства на удельные княжества не реализовался, а наш великий народ не превращён в 15-ти миллионный обыдленный трудовой персонал по обслуживанию здоровенных труб по бесплатной перекачке нефтегазовых и иных энергоносителей в сторону Европы и Северной Америки. Целостность сохранена [хотя риски остались, так как забугорные “друзья и партнёры” от попыток перекройки евразийской карты никогда не откажутся]… Но всё же — неужели в ту кровожадно-непредсказуемую эпоху хаоса, коллапса и отчаяния наша родная Марийская Республика не продемонстрировала свою уникальность и индивидуальность? К сожалению, подавляющее большинство из нас забыло или не осведомлено о том, что Марий Эл тоже объявляла свой госсуверенитет. Причём очень интересно — без резкого выпячивания определённого этноса и с упором в многонациональный аспект, что показывает изначальное стремление к равенству и демократичности [в нормальном и не прозападном осязании/ощущении этого термина] даже в суперстрессовый/гнобящий период. Ещё обратите строгое внимание на то — когда и при каких обстоятельствах её приняли. Ответ: 22 октября 1990 года. То бишь до краха СССР, но чуть позже подобного возглашения татарского, башкирского, якутского и прочего госориентира. В тот же день при юридическом оформлении “околонезалежности” марийские “интернациональные ортодоксально-последовательные марксисты-ленинисты” решили творчески развить коммунистическую идею и без согласований/консультаций в одностороннем порядке преобразовали уровень республики, ликвидировав её автономность, и тем самым [утрировано] подняли регион до правоположения 12-ти старых [Прибалтика уже выпала] союзных ССР.

Неканонический экскурс в историю. Ниже приведена полная версия Декларации о государственном суверенитете Марийской Советской Социалистической Республики, принятая Верховным Советом МарССР в Йошкар-Оле 22 октября 1990 года:


Верховный Совет Марийской Автономной Советской Социалистической Республики: сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики; удостоверяя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих РСФСР и Союза ССР; отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа; реализуя неотъемлемое право марийской нации, всего народа республики на самоопределение; стремясь создать демократическое правовое государство, провозглашает государственный суверенитет республики и преобразует ее в Марийскую Советскую Социалистическую Республику.

1. Марийская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство, созданное на основе осуществления марийской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.

Марийская ССР является субъектом Федерации РСФСР, Союза ССР и входит в состав РСФСР на основе Федеративного договора.

2. Граждане Марийской ССР всех национальностей составляют народ Марийской ССР.

Марийская ССР гарантирует равенство перед законом всех граждан республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов и религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства.

3. Носителем суверенитета и главным субъектом государственной власти республики является народ Марийской ССР. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Марийской ССР.

Право выступать от имени всего народа Марийской ССР принадлежит исключительно Верховному Совету Марийской ССР.

Марийская ССР имеет свой герб, флаг и гимн.

Любые насильственные действия против национальной государственности и суверенитета Марийской ССР со сторона политических партий, общественных объединений и организации или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Государственный суверенитет Марийской ССР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-культурных формах.

Марийская ССР обеспечивает национально-государственное и культурное развитие марийского народа.

Марийская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей мари, проживающих за пределами республики.

5. В Марийской ССР равноправно функционируют марийский луговой, горный и русский языки в качестве государственных языков, обеспечивается сохранение и развитие языков других национальностей, проживающих на ее территории.

6. Территория Марийской ССР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

Марийская ССР сохраняет за собой право на самоопределение и изменение своего государственно-правового статуса.

7. В Марийской ССР устанавливается верховенство Конституции и законов Марийской ССР над законами РСФСР и СССР, за исключением тех, которые приняты в соответствии с полномочиями, добровольно переданными республикой в ведение РСФСР и Союза ССР.

Политические, экономические и правовые гарантии государственного суверенитета республики обеспечиваются полнотой власти Марийской ССР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

8. Государственная власть в Марийской ССР осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

9. Экономическая система Марийской ССР базируется на основе многообразия форм собственности. На территории Марийской ССР могут создаваться предприятия с участием иностранного капитала. Марийская ССР обеспечивает развитие и защиту всех форм собственности.

10. Земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы на территории Марийской ССР являются достоянием народа Марийской ССР и объявляются собственностью Марийской ССР, которой принадлежит право на их владение, пользование и распоряжение.

Марийская ССР имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных и республиканских органов.

11. Марийская ССР вне пределов полномочий, переданных ею добровольно РСФСР и СССР, самостоятельно ведет внешнеэкономическую деятельность, устанавливает прямые экономические, культурные и иные связи с зарубежными государствами и формирует собственный валютный фонд.

12. Вопросы размещения военных объектов и объектов экологической опасности на территории Марийской ССР разрешаются на основе договоров между субъектами Федерации.

13. На всей территории республики устанавливается гражданство Марийской ССР. За каждым гражданином Марийской ССР сохраняется гражданство РСФСР и СССР с соответствующими гарантиями.

14. Марийская ССР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, массовым движениям, общественным и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции Марийской ССР, Конституции РСФСР и Конституции СССР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

15. Марийская ССР заявляет о своей приверженности к общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми народами, населяющими РСФСР, СССР, в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских, межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народа Марийской ССР.

16. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции и развития законодательства Марийской ССР, участия Марийской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками.

17. До принятия новой Конституции, других законов и нормативных актов Марийской ССР на территории Марийской ССР продолжают действовать законы и подзаконные акты Марийской ССР, РСФСР и Союза ССР, а также Марийской АССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Марийской ССР.

18. Настоящая Декларация имеет силу закона и действует с момента ее принятия.

/Опубликовано в “Марийской Правде” 23.10.1990 г./


Сразу мягко-дипломатично и при этом одновременно хитро-настырно— явно не на коленке генерировали.

 

 

 Константин Строкин