Позвонила знакомая и поведала историю, в которую я бы не поверил, доведись мне её услышать от кого-то в пересказе, без её изумлённой интонации, эмоций, порою прорывавшихся через край, к чему она обычно вовсе не склонна. Это своего рода анекдот, но, несмотря на весь комизм ситуации, довольно мрачный.

Сын моей знакомой (назову её Людмилой, имя изменено), ученик начальных классов, был заявлен в школьную делегацию, принимавшую участие в общегородском конкурсе патриотической песни. Парень способный, выступил отлично, здорово спел про великую Россию и вернулся домой воодушевлённый и радостный. По итогам конкурса его вызвали на сцену, вручили диплом за призовое место и сертификат на 500 рублей – своим первым большим успехом мальчик с восторгом делился с родителями. Также он сказал, что учительница забрала диплом и сертификат. «Наверное, на линейке в школе вручат», - предположила мама. 

Однако прошёл день, другой, неделя, другая, награды к ребёнку не возвращались, он беспокоился и переживал: «Мама, ну когда же мне отдадут?». Она посоветовала сыну подойти к классному руководителю и выяснить данный вопрос. В этот день после школы мальчик был вне себя от горя, плакал и повторял, что никогда и нигде больше участвовать не будет. Оказывается, учительница выяснила у музыкального руководителя, что та не собирается возвращать ни диплом, ни сертификат. 

«Ты можешь объяснить мне, с чем такое решение может быть связано?», - интересовалась Людмила. «Может быть, сейчас принято так оформлять какой-нибудь организационный взнос, а с грамоты нам позволят снять ксерокопию?», - предполагала она. Я ответил, что за 15 лет, пока являюсь директором школы, ни о чём подобном не слышал. Всё, что ученику дают по итогам конкурса в руки, - это принадлежит только ему. Более того, мне известны многие педагоги, которые находят возможность самостоятельно поощрить своих воспитанников (и с целью стимулирования, и просто потому, что любят). Я заверил, что налицо некое недоразумение, и следует лишь расспросить учительницу музыки обо всех нюансах. 

Спустя некоторое время новый звонок приятельницы ввёл меня в ступор. Да, классный педагог и мальчик посетили учительницу музыки. Да, как ожидалось, их заверили, что диплом вручат позднее в торжественной обстановке в школе. Но вот сертификат… Сертификат, произнесла учитель музыки, она взяла себе, так как (обращалась она к ученику начальной школы) учителям сейчас мало платят, а у него уже есть грамота, и их бесплатно сводили в кинотеатр. 

Теперь уже моя очередь была предполагать, потому что в отличие от своей знакомой я – не юрист. Это кража? Наверное, нет, ведь ребёнок добровольно отдал после концерта свои награды взрослому сопровождающему человеку. Грабёж? Похоже на хищение чужого имущества, совершённого открыто. Или мошенничество? Злоупотребление доверием? Во всяком случае, мне кажется, преступление. На фоне постоянных сообщений о борьбе со школьными поборами по-настоящему дерзкое и вызывающее. 

Приятельница сокрушалась: «Неужели учителя теперь так плохо живут, что способны опуститься до такого? В учебных заведениях премиального фонда вообще никакого нет? Слушай, я не буду ничего предпринимать, мне её просто жалко. Неужели она не понимает, что делает? Противно. Уже и диплом ни мне, ни сыну не нужен».

Что ответить? Бытие определяет сознание? Доведённые до нищеты педагоги не ведают, что творят? Музыке учить могут, раз на конкурсе побеждает, а дальше хоть трава не расти? Ну, не на паперти же стоим, получаем, как большинство вокруг.

На днях же звонил друг, у него сын в текущем году выпускник. Ему классный руководитель сказала, что на подарки учителям собирают по 5 тысяч рублей. Деньги отдать отдал, а то, что сын пойдёт на выпускной вечер, сомневается. Друг в свою очередь считает, что учителя неплохо живут, раз нехило просят. 

…В 2017 году по планам правительства должны был быть введён профессиональный стандарт учителя. Как кто-то выразился о предполагаемой модели российского педагога: «Икона, а не человек». Но что-то не срослось. Временно отложили.

Оригинал