Характер у Волжска – хлебом не корми, дай только что-нибудь противопоставить Йошкар-Оле. Мы вспоминаем, что в момент появления города Волжска на карте СССР (1940 год) населения в нем было почти столько же, что и в Йошкар-Оле. И на тот момент вряд ли она так уж блистала архитектурными красотами по сравнению с нашим городом. С течением времени «административный ресурс» взял свое – построили театры-музеи, появились памятники. Про настоящее время и говорить нечего – центр Йошкар-Олы сверкает архитектурными новшествами так, словно это сумасшедший гигант-художник в одночасье наваял пляжный песочный городок для сказочных коротышек. Да так и оставил.
А зуд противопоставления все равно свербит. Вот и задумался я, что же можно родного, волжского противопоставить многочисленным памятникам-новоделам Йошкар-Олы, созданным московским скульптором Ковальчуком за колоссальные наши марийские бабки. В украшение Волжска и раньше-то денег особо не вкладывали, а сейчас даже представить себе невозможно, чтобы Волжску перепала хоть копейка на украшательство.
Говорят, что раньше в городском парке Волжска на аллеях стояли скульптуры русских литераторов – Толстого, Маяковского, даже Достоевского… Но я их не застал. Наверное, их делал не такой именитый мастер, как Ковальчук, и не стоили они таких миллионов, как Йошкин Кот, вот и не выдержали испытания временем. Как и сам парк, впрочем. В котором вместо скульптур писателей, колеса обозрения и Летнего театра из достопримечательностей осталась лишь усадьба директора Марбума Сташкевича. И та, понятно, новодел.
Из всего небогатого выбора противопоставлю я ковальчуковским изыскам скульптурный ансамбль «Быки» (а может «Зубры» или «Волы», кто их разберет) и ландшафтные архитектурные формы «¡No pasarán!» (назвал сам, за незнанием оригинального названия).
«Быки» давным-давно уютно устроились на улице Ленина и бодаются себе уже лет 30. По крайней мере, я помню их еще молодыми. И были они тогда не одиноки, а являлись частью большого детского городка с домиками, горками, пенёчками и всякой всячиной. Деревянные конструкции давно пришли в неприглядный вид и утилизированы. А «Быки» - живы-здоровы. Стоят по сей день. Интересно бы узнать, кто их автор. Но вряд ли это возможно. Есть опасение, что их отлил на заводе ЖБИ в конце смены из остатков бетона неизвестный формовщик железобетонных изделий, оставшийся анонимным. Жаль. Мне они нравятся. Есть в них что-то дикое и неукротимое. Как в самом Волжске. Если жив еще их автор – респект тебе и поклон из моего детства. По мне – поставь этих «Быков» посреди Парижу и напиши, что создал их Роден по мотивам Мирона из пепла Помпей в пору увлечения примитивизмом – назовут шедевром и будут изумляться красотой линий и грандиозностью замысла.
Второй культурный объект – из новых. «¡No pasarán!» - «Они не пройдут» - сказали хозяева бизнес-центра, бывшей городской типографии на Палантая и… ощетинили улицу противотанковыми ежами. Дальше – огромное пространство для фантазии. Может, они отгородились ежами от тяжелой техники сотрудников службы судебных приставов, расположенной напротив. Может, быстрее руководства страны раскусили двойное дно Трампа и начали готовиться загодя… А может, ничего эти ежи и не значат, просто – волжское архитектурное «милитари». Но они появились. И для меня они символ неизбывной шуточной фантазии неунывающих волжан. А посему – пусть будут.