Председатель комитета Мурманской областной Думы по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Белов Максим Андреевич провел встречу с представителями общественных организаций Кольский экологический центр и Опора России.

Темой беседы стал практически уничтоженный на Кольском полуострове традиционный для российского Севера рыбный промысел.

Неэкологичный промысел в приоритете

Закон о рыболовстве требует учесть интересы «населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения».

Промысел трески и пикши в Баренцевом море осуществляется по квотам. Квоты должны распределяться с учетом приоритетов. Первые идут научные организации. Затем приоритет у населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе и (коренные и малочисленные народы Севера) КМНС, затем уже прибрежное и промышленное рыболовство, наносящее максимальный урон природе траловыми орудиями лова. Но по каким-то причинам этот порядок был нарушен. Рыбаки остались без квот, которые государство отдало бизнесменам и олигархам.

— Государство говорит всем «надо укрупняться» и играть по одним правилам, не важно большой ты или маленький, ловишь ты большим мешком-тралом или у берега ярусом и удочкой, которые являются традиционными. Я удивлен, как в нашей стране мы регулируем одинаково и трал и крючок. Нельзя мешать маленького с крючком и большого с тралом, который наносит максимальный экологический ущерб, — считает представитель Опоры России Юрий Тимохин.

Рыбаки без рыбы

Жители побережья Баренцева моря сидят без работы, а крупные рыбопромышленные компании не справляются. Четыре года выделяемая им государством квота на промысел трески и пикши в Баренцевом море не выбирается полностью.

— Териберка исторически была местом, где основой жизнедеятельности является рыболовство. Поручения президента от 19 декабря 2016 года, обеспечение населения свежими продуктами питания, создание рынков очень гладко легли на тему нашего совещания, — отметил депутат Мурманской областной Думы Максим Белов.

Опыт КМНС

Казалось бы не все так плохо. Представителям КМНС выделяют квоты, но только для создания видимости поддержки традиционного рыболовства.

— У нас есть КМНС саами. Им каждый год выделяют квоту. Вот КМНС самостоятельно никогда не ловили. Они ее (квоту) всегда продавали и один большой пароход большим тралом ее вылавливал. Отдавали деньги и все были довольны. В прошлом году были внесены изменения. Эту квоту запретили ловить тралом, — раскрыл секреты «традиционных» промыслов Юрий Тимохин.

Возможное решение проблемы

Рыболовство в России регулируется федеральным законом. Внесение изменений может длиться несколько лет. Нужен нормативный акт, который можно принять оперативно.

— Что это должно быть? Дополнение в закон о рыболовстве или отдельный законодательный акт? — обозначил проблему Максим Белов.

Наиболее оптимальным и быстрым вариантом разрешения ведения промысла трески и пикши в Баренцевом море для местного населения может стать внесение изменений в правила рыболовства. Так по указанию президента поступили для Сахалина.

В Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна надо внести отдельный раздел «Рыболовство в целях учета интересов населения, для которого рыболовство является основой существования».

— Этот пункт не будет противоречить федеральному закону, так как является одним из его главных принципов. Там же надо определить жителей региона, кто имеет право ловить, орудия лова наиболее безопасные для экосистемы моря, места сдачи улов. Конечно люди должны осуществлять промысел самостоятельно, но можно допустить объединение квот близких родственников, — предложил представитель Кольского экологического центра Сергей Телятник.

Оригинал