Диалог власти с общественностью. Самый неестественный из всех возможных видов общения. Первые делают вид, что слушают вторых, вторые делают вид, что верят в это. Круглые столы, переговорные площадки, ещё хуже — форумы, съезды и всякие слушания. Пустая трата времени. Практически всегда. Потому что целью этих сборищ являются сами сборища, факт проведения мероприятия. Я стараюсь не участвовать в таких спектаклях.

Но иногда всё-таки попадаются такие публичные площадки, от которых есть хотя небольшой, но толк. Те, на которых присутствуют чиновники, наделённые максимальной властью в какой-то области. С ними есть смысл разговаривать напрямую. Несколько лет назад наша организация продвинула идею создания в республике Совета по делам инвалидов при Главе региона. Было неплохо. Какие-то вопросы решались. Большинство, конечно, нет. Потом почти год Совет не собирался. И вот наконец, 8 февраля мы снова смогли обсудить с властью проблемы. Председательствовала новый министр образования Наталья Михальченкова.

фото Ильи Костина

Моё выступление касалось одной проблемы в сфере образования: отсутствие подготовки школьных учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями. Теперь каждая школа обязана брать такого ребёнка и качественно его обучать, обеспечивая условия, которые ему нужны, разрабатывая адаптированную под него программу обучения. Но к этому учителей нужно готовить. У нас сегодня бедному учителю всего лишь рассказывают, чему нужно учить, но никто не говорит, как  работать, например, со слепым ребёнком. Школа и даже муниципалитет не справляются с этой задачей -у них просто нет такого опыта. В результате ребёнок только деградирует, учителя отказываются работать в классе, где он учится, весь класс недополучает внимание учителя. А дело только в том, что учитель не обучен, это первое, и что у ребёнка нет тьютора (сопровождающего, который бы помогал ему).

Я предложила минобразу разработать образовательные модули по подготовке педагогов к работе с особыми детьми. Модули должны быть по каждой категории (для слепых детей, для детей с нарушением речи, для детей с аутизмом и т.д). Эти модули должны включать в себя кроме содержания образования, методику работы с такими детьми. Н. Михальченкова уверила меня, что нечто подобное как раз разрабатывается министерством, и что я могу в ближайшее время встретиться с его представителями.

Вторым моим предложением было создание в каждом муниципалитете кадрового центра тьюторов и технических ассистентов. Этот центр может быть при местных управлениях образования и насчитывать от  2 человек (в деревне, например, где почти нет особых детей) до 50 (в большом городе, где потребность в специалистах велика). В центре будут обучать тьюторов, готовя к работе с определёнными детьми. Это должно повысить качество работы с детьми и облегчить организацию такой работы.  Н. Михальченкова дала поручение министерству разработать эту идею.

Если обе идеи будут воплощены в жизнь, нас ждёт качественный скачок в уровне образования особых детей. Будет создана система помощи школе, которая, к слову, не может быть докой в работе с любым ребёнком.

Оригинал