Иногда мы по инерции не отдаем себе отчета, что ещё во второй половине XVI века Россия - это был треугольник, грубо говоря, между Новгородом, Архангельском и Москвой.
На западе Псков, Полоцк, Смоленск - пограничные города (к слову, Полоцк и Ливонию Иван "Грозный" Васильич про...л, он по большей части был мастер воевать с мирным населением). Насущной проблемой была не "Кемска волость", а Смоленск.
На юге была пьянка-гулянка - ханы свободно ходили к Литве туда-сюда, между ними болтались казаки.
На юго-востоке Коломна была крупным форпостом (!), это уже был непосредственный тыл регулярных боевых действий. Орел и Курск отстраивались - по словам летописца, "в степи".
Границы как таковой и не было - были огромные пустые пространства, где в лесу на берегах рек встречались крепости и городки. Ханы беспрепятственно проходили территорию в любом направлении, останавливались у села Воробьева, там где сейчас высотка МГУ, и размышляли - спускаться ли им к Кремлю, или обождать.
Отдельный разговор - турне бандитов и разбойников (типа штрафбата) за каменную гряду в Сибирь, где они поразили воображение туземцев огнестрельным оружием.
Картографы лукавят, когда задним числом зарисовывают большие территории одним цветом. Сегодня этот город стоит - а завтра его сожгли. Где теперь граница, если слева и справа на 300 километров - никого нет, только редкие мордовские деревни?
Это всё ничего не значит, просто географические размышления. Экспертам по геополитике просьба не беспокоиться.